В третьем лице

О себе в третьем лице

В третьем лице

Материал из Posmotre.li

TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст.»
— Паниковский

Некоторые вымышленные персонажи и реальные люди имеют привычку выражаться о себе в третьем лице, как о ком-то другом (по-умному это называется иллеизм).

В комиксах, голливудских фильмах и произведениях «лёгкого» жанра такой персонаж с вероятностью 99 % либо имеет уж очень завышенное представление о себе, либо сильно не дружит с головой (причём то и другое нередко сочетается).

Бывает и противоположный вариант: самооценка персонажа настолько низка, а индивидуальность настолько задушена, что он просто не считает себя человеком и поэтому не может сказать «я». Это характерно, например, для рабов, которых с большой вероятностью накажут за такую дерзость, как употребление слова «я».

В реальной жизни (и в более продвинутых художественных произведениях), ВНЕЗАПНО, такая привычка может означать совсем иное: склонность смотреть на себя «со стороны», самоиронию и не слишком серьёзное отношение к себе.

Поскольку восточная философия проповедует идею отказа от Эго, такая манера выражаться встречается у некоторых индуистских и буддийских святых и мистиков.

Что интересно, психологические исследования подтверждают, что привычка думать и говорить о себе в третьем лице способствует развитию мудрости и эмпатии.

С четвёртой стороны, учёные отмечают подобные проявления у маленьких детей, а также у представителей первобытных племён; психологи связывают это с ещё не сформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией (что частично перекликается с предыдущими случаями).

В японском и китайском языках такая форма звучит более естественно, поэтому в аниме и манге это встречается чаще, чем в западных произведениях.

Обычно таким образом показывают либо наивность и мечтательность (у детей и юных девушек), либо наличие психологических проблем (у более взрослых персонажей), либо же скромность и учтивость (по традиции самураи и вельможи при обращении к вышестоящему называли себя в третьем лице).

Также манера говорить о себе (и о собеседнике) в третьем лице наблюдается у одесских евреев: в идише обращение к собеседнику в третьем лице является знаком почтения (особенно когда речь идёт о раввине или служителе синагоги), а возможно, накладываются и какие-то особенности менталитета (скажем, та же самоирония).

А ещё это может быть связано просто с тем, что персонаж весь из себя эксцентричный и неординарный, «не от мира сего». В особо тяжёлых случаях, когда ещё и грамматика хромает на обе ноги, это уже странный грамматика.

Родственные тропы — О ТЕБЕ в третьем лице и о себе во множественном числе, троп в играх — вид от третьего лица.

Мифология и фольклор[править]

  • Библия:
    • Ветхий Завет. Первые пять книг Ветхого Завета называются Пятикнижием Моисеевым, так как приписываются Моисею. При этом в четырёх из них действует сам Моисей. Получается, Моисей писал о себе в третьем лице. Хотя в пятой книге (Второзаконии) есть и изрядная доля текста непосредственно от лица Моисея.
    • Новый Завет. В Евангелии от Иоанна в числе прочих апостолов неоднократно упоминается и «ученик, которого Иисус любил». В последней главе раскрывается, что так автор книги называет себя.
      • Впрочем, есть версия, что текст записан со слов Иоанна его учениками, отсюда и такой стиль изложения, и явно более прокачанный греческий язык в сравнении с его же «Апокалипсисом». В таком случае это Евангелие настолько же «от Иоанна», насколько Евангелие от Луки — «от Петра».
  • Анекдоты про чукчу. «- Чукча не читатель, чукча писатель!» – как пример, однако.

Литература[править]

  • Обычная мэрисьюшная литература — это где автор вводит в произведение себя или человека, подозрительно похожего на себя, и, естественно, пишет о таком персонаже от первого лица. А знакомый автора этих строк в школьные годы писал повести, где протагонист-супергерой звался как он, по сути и был он, но повести были написаны от третьего лица. Несколько нестандартно для явления Мэри-Сью, и в то же время получаются очень архетипичные мэрисьюшные повести.

Русскоязычная[править]

  • «Поединок» А. Куприна: Ромашов иногда думает о себе в третьем лице — как если бы о нём так думали другие. Взрослея, он открывает своё «я» и эту привычку оставляет.
  • «Война и мир» — иногда этим же занимается Наташа Ростова. «Что за прелесть эта Наташа! — сказала она опять про себя словами какого-то третьего, собирательного мужского лица. — Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое».
  • Л. Андреев, «Иуда Искариот» — такая манера у самого Иуды. Особенно хороша вот эта его фраза: «Кто обманывает Иуду? кто прав?»
  • Атаман Краснов написал свои мемуары о Гражданской войне в третьем лице. То ли считал нескромным писать в первом, то ли под Цезаря косил (см. #Зарубежные авторы) — непонятно.
  • «Золотой телёнок»: замечено в речи Паниковского, когда тот бывал задет за живое и азартно артачился. «Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции!» См. также эпиграф к статье.
    • “Фунт всегда сидел, — услышали антилоповцы низкий глухой голос старика, когда экипаж проезжал мимо. — «Фунт сидел при Александре Втором „Освободителе“, при Александре Третьем „Миротворце“, при Николае Втором „Кровавом“, при Александре Федоровиче Керенском…»
    • По наблюдениям автора правки (и непосредственно из реальной жизни, и на основе примеров с вымышленными, но опирающимися на реал персонажами), такое было вообще характерно для одесских и местечковых евреев.
  • Братья Стругацкие:
    • «Жук в муравейнике» — бо́льшую часть повествования Максим Каммерер ведёт от первого лица, но о моментах, когда ему приходится действовать под прикрытием «легенды», иногда рассказывает от третьего — как бы подчёркивая, что играет роль.
    • «Сказка о Тройке» — карикатурно-вальяжный советский начальник Лавр Федотович Вунюков регулярно высказывается именно в такой манере, например: «Народу не нужны нездоровые сенсации. Народу нужны здоровые сенсации», «Народ [т. е. „лично я“] любит бифштексы с кровью», и даже проговаривается в духе «Народ устал [вместо „я устал“] и предлагает завершить заседание».

    Источник: https://posmotre.li/%D0%9E_%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5_%D0%B2_%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BC_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5

    Ученые считают, что нужно чаще говорить о себе в третьем лице: это делает человека мудрее

    В третьем лице

    Как говорил великий древнегреческий философ Сократ, «если жизнь не исследовать, то она не стоит того, чтобы жить, а познание себя – это путь к истинной мудрости».

    Но есть ли верный или неверный путь к саморазвитию и самореализации? Исследователи выдвинули теорию о том, что если человек будет больше говорить с самим собой в третьем лице, то он начнет быстрее принимать решения.

    Так ли это? Предлагаем рассмотреть доводы.

    Проявление проблемы

    Часто, размышляя, наши мысли превращаются в путаницу, что приводит к скуке и появлению других малоприятных эмоций. Помимо прочего, на основании проведенных исследований ученые сделали вывод, что люди, склонные к постоянным размышлениям, зачастую не способны принимать верные решения, особенно находясь под давлением времени или обстоятельств и больше склонны к депрессивным состояниям.

    Метод Цезаря

    Вместо того, чтобы ежеминутно прокручивать в голове десятки разных мыслей, психологи рекомендуют воспользоваться древним риторическим методом, которым, к слову, пользовался сам Юлий Цезарь.

    Иллеизм – разговор о себе в третьем лице. Этот термин был придуман английским поэтом-романтиком Сэмюэлем Тейлором Кольриджем в 1809 году. Произошло оно от слова ille с латынскими корнями, означающее «он», «тот».

    Попробуйте взглянуть на ту или иную ситуацию, говоря о себе, как будто о другом человеке.

    Так вы сможете избавиться от лишних эмоций и взглянуть на происходящее со стороны, не примешивая собственные предубеждения и стереотипы.

    Такой вид общения с самим собой помогает улучшить процесс принятия решений, а в долгосрочной перспективе научиться контролировать эмоции и значительно развить всестороннее мышление.

    Современное исследование

    Один из ведущих исследователей этой области, психолог из Канадского университета Ватерлоо Игорь Гроссман, поставил перед собой задачу создать уникальную в своем роде основу для изучения мудрости.

    В одном из первых своих экспериментов он определил, что можно измерить уровень разумных суждений и что он, как и в случае с изменением уровня интеллекта, имеет большое значение в определении мыслительных способностей человека.

    Участникам исследования Гроссман предложил вслух обсудить их личную или политическую дилемму, которую впоследствии оценил по различным деталям мышления. Все они долгое время считались определяющими степень мудрости, включая интеллектуальное смирение, принятие мнения окружающих, неопределенности и способности находить компромиссное решение.

    Гроссману удалось выяснить, что полученные оценки разумного мышления намного точнее, чем интеллектуальные тесты, направленные на прогнозирование эмоционального состояния и удовлетворенности отношениями.

    Практическое применение

    Работая в Мичиганском университете США в команде с Итаном Кроссом, Гроссман в очередной раз искал способы улучшить полученные показатели, прибегнув к нескольким впечатляющим экспериментам, демонстрирующим возможности иллеизма.

    В ходе лабораторных экспериментов ученые обнаружили, что люди проявляли скромность и были готовы рассматривать другие варианты, когда их просили рассказать о своих проблемах от третьего лица. Представьте на минуту ситуацию, что вы спорите со своим партнером.

    Взглянув на происходящую ситуацию от третьего лица, вы сможете лучше понять точку зрения избранника и увидеть, что проблема рассматривается вами ограничено. Представьте другую ситуацию, при которой вы задумываетесь о своем переезде. Рассмотрев эту возможность от третьего лица, вы сможете хладнокровно взвесить преимущества и жертвы, которые придется принести.

    Каждый из этих примеров, описывает краткосрочное действие иллеизма, а что насчет долгосрочной перспективы? Чтобы ответить на этот вопрос, исследовательской группе Гроссмана пришлось попросить около трех сотен участников описать сложную ситуацию из жизни. В это время два независимых психолога оценивали их по разным аспектам разумного мышления. После чего участникам было предложено вести дневник на протяжении месяца.

    Ежедневно они описывали ситуации, с которыми им приходилось сталкиваться, к примеру, споры с коллегами, домашние неурядицы. Половина участников делала это от своего лица, в то время как другая часть описывала свои проблемы от третьего лица. Месяц спустя все участники заново прошли тест разумного мышления.

    Результаты были такими, как Гроссман и ожидал. Показатели первого и второго теста у участников контрольной группы были практически одинаковыми. Что касается тех, кто использовал иллеизм, их результаты заметно улучшились – они стали лучше понимать перспективы, показали интеллектуальное смирение и способности идти на компромисс.

    Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

    Источник: https://FB.ru/post/science/2020/1/19/177712

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.