Разграничение подведомственности гражданских дел

Содержание

Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам

Разграничение подведомственности гражданских дел

Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов федерации.

Подведомственность определяют как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов. Иными словами, подведомственность имеет задачей определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.

Судебная подведомственность очерчивает круг дел, входящих в компетенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда, рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства. В силу ст.

46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита принадлежащих ему прав и свобод.

Это конституционное положение является определяющим для закрепления института подведомственности в гражданском процессуальном законодательстве.

Согласно статье  22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т. е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов.

По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности: во-первых, характера спора – он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характеристики спорящих субъектов — это юридические лица и граждане-предприниматели (ст. 28 АПК).

Наряду с общим правилом ст. 33 АПК предусматривает специальную подведомственность, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, являются ли участники спорных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или иными организациями и гражданами, иными словами, достаточно наличия одного признака – характера  спора.

К подведомственности общих судов отнесены дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК. Сопоставление перечня ст. 245 ГПК и ст.

29 АПК свидетельствует о необходимости разграничивать подведомственность и в этой области, причем не только между общими и арбитражными судами, но также и Конституционными (Уставными) судами.

Прежде всего, такого разграничения требуют дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Действующий АПК подвел соответствующую законодательную базу под случаи такого рода, закрепив в ст.

29 АПК правило, в силу которого арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Несмотря на появление в АПК указанной нормы, общее правило подведомственности дел об оспаривании нормативных актов остается прежним – они подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20 января 2003 г.

разъяснил по этому поводу, что исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст.

251 ГПК), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК).

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Источник: https://juristic.pro/grazhdanskij-process/ponyatie-podvedomstvennosti-podvedomstvennost-grazhdanskix-del-sudam-obshhej-yurisdikcii-razgranichenie-podvedomstvennosti-mezhdu-sudami-obshhej-yurisdikcii-arbitrazhnymi-sudami-konstitucionnym-su.html

Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов федерации

Разграничение подведомственности гражданских дел

Подведомственность дел суду общей юрисдикции устанавливает ст. 22 ГПК.

Подведомственность определяют как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов.

Иными словами, подведомственность имеет задачей определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.

Следует выделять три формы защиты — судебную, административную и общественную. В соответствии с этим различается подведомственность судебная, административная, подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду и т.д.).

Судебная подведомственность очерчивает круг дел, входящих в компетенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда, рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства.

Закрепляя подведомственность дел общим судам, законодатель учитывал разграничение исковых (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК) и неисковых дел (п. 2-6 ч. 1 ст. 22 ГПК).

Подведомственность исковых дел определяется по совокупности двух признаков: наличие спора о праве и отсутствие отнесения такого спора к компетенции арбитражных судов.

Подведомственные суду общей юрисдикции неисковые дела — это указанные в ст. 245 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений; дела особого производства, перечисленные в ст.

262 ГПК, а также дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

К компетенции судов общей юрисдикции отнесено также рассмотрение заявлений о выдаче судебного приказа.

Виды судебной подведомственности: исключительная, альтернативная, договорная и императивная.

Исключительная судебная подведомственность означает, что данное гражданское дело может быть рассмотрено только судом (общим или арбитражным) и решение дела иным органом исключается (например, дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей).

Альтернативная подведомственность — когда спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица в суде или в ином государственном органе или общественной организации. При этом использование административного порядка разрешения спора не лишает лицо права на последующее обращение в суд.

При договорной подведомственности также есть возможность вы-бора органа, разрешающего спор, однако происходит это по взаимному согласию сторон, т.е. путем заключения договора о передаче спора на разрешение того или иного органа.

В отдельных случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, дело становится, безусловно, подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (на¬пример, при разрешении индивидуальных трудовых споров). Такую под¬ведомственность называют условной или императивной.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т.е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов.

По общему правилу подведомственность арбитражных судов определяется совокупностью двух признаков:

1) характер спора — он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) характеристики спорящих субъектов — это юридические лица и граждане-предприниматели (ст. 28 АПК).

Наряду с общим правилом ст.

33 АПК предусматривает специальную подведомственность, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, являются ли участники спорных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или иными организациями и гражданами, достаточно наличия одного признака — характера спора. Спор в области предпринимательской или иной экономической деятельности подлежит рассмотрению арбитражным судом даже в случае, когда в качестве ответчика или соответчика будет привлекаться гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.

Если заявление содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, Другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, Дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Ели разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду ч. 4 ст. 22 ГПК).

В соответствии с ч. 4 ст. 27 АПК заявление, принятое к производству арбитражным судом с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Согласно общему правилу подведомственности дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный акт.

Исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции КС РФ (ч. 3 ст.

251 ГПК), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК).

К специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 АПК).

Однако и в этом случае критерием разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции служит характер деятельности, ради осуществления которой создана организация.

(Если организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом).

Подведомственность дел особого производства и иных неисковых дел (п. 5 и 6 ч. 1 ст. 22 ГПК) следует разграничивать с учетом специфики такого рода дел и связи правоотношения, которое будет являться предметом рассмотрения, с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 262, п. 5,6 ч. 1 ст. 22 ГПК; ст. 30-32 АПК).

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Источник: https://xn----7sbahjvhmcvme8cq0l.xn--p1ai/publ/juridicheskaja_literatura/ponjatie_podvedomstvennosti_podvedomstvennost_grazhdanskikh_del_sudam_obshhej_jurisdikcii_razgranichenie_podvedomstvennosti_mezhdu_sudami/7-1-0-478

Разграничение компетенции между судами общ. юрисдикции и арбитражными судами

Разграничение подведомственности гражданских дел

На сегодняшний день можно выделить два основных критерия разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции – это характер или предмет дела (экономический или связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью), а также субъектный состав сторон.

При разграничении компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по характеру спорных правоотношений следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 22 ГПК и п. 1 ст. 27, ст. 28 АПК.

В силу этих норм судам общей юрисдикции подведомственны споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских правоотношений.

Экономический спор – спор из гражданских, административных и иных публичных правоотношений возникший в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а также с предъявлением ЮЛ и ИП иных требований имущественного характера.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Иная экономическая деятельность – не направлена непосредственно на систематическое получение прибыли как приоритетной цели деятельности, но, тем не менее, приносит доход. По своей природе такая деятельность такая деятельность связана с хозяйствованием, с удовлетворением материальных потребностей и интересов в сфере общественного производства.

Ч. 4 ст. 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.

Ст. 29. арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании НПА в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных ФЗ, в иных сферах;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Ст.30 арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ст. 31-32 арбитражные суды рассматривают дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п.

, дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

Следовательно, гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе (в качестве истца или ответчика), только в том случае, если он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом.

Определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. В ст. 33 АПК установлено, что арбитражные суды рассматривают дела:

· о несостоятельности (банкротстве);

· спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

· спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

· по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

· о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Билет № 20.

Источник: https://studopedia.ru/20_37746_razgranichenie-kompetentsii-mezhdu-sudami-obshch-yurisdiktsii-i-arbitrazhnimi-sudami.html

Подведомственность гражданских дел. Виды подведомственности

Разграничение подведомственности гражданских дел

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

    • суд;
    • арбитражный суд;
    • третейский суд.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
    • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. “Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств”).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности гражданских дел

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом).

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-grazhdanskich-del-vidi-podvedomstvennosti

Подведомственность гражданских дел: понятие, виды, отличия от подсудности

Разграничение подведомственности гражданских дел

Подведомственность гражданских дел – это совокупность факторов, позволяющих определить организацию, в которую следует обращаться для разрешения споров и проблемных вопросов. Рассмотрим, что такое подведомственность, чем отличается от подсудности, какие бывают виды и как понять, куда подавать заявления и жалобы по разным категориям дел.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое подведомственность?

Подведомственность в гражданском процессе – это понятие, разграничивающее предметную компетенцию судов, органов государственной и муниципальной власти, нотариата, и иных организаций, которым предоставляется право рассмотрения споров.

Простыми словами: подведомственность предполагает, что спор можно разрешить не только в суде, но и через другие учреждения. Однако есть исключительная подведомственность, когда конфликты разрешаются только в судах. Рассмотрим все виды более подробно.

Виды подведомственности в гражданских делах

В гражданском законодательстве подведомственность делится на несколько видов:

  • альтернативную;
  • исключительную;
  • условную;
  • императивную.

Императивная подведомственность

Под императивной подведомственностью подразумевается обязательное объединение в одно дело нескольких требований, подлежащих рассмотрению в разных судах: например, в суде общей юрисдикции и арбитражном.

Важно! Если часть требований рассматривается районным, и еще одна часть – арбитражным судом, — разбирательство должно проходить в суде общей юрисдикции, если разделение невозможно (ст. 22 ГПК РФ).

Если требования разделяются, судья выносит определение об отказе в принятии иска, который должен рассматриваться арбитражным судом, и принимает требования, относящиеся к компетенции суда общей юрисдикции.

Кратко: понятие подведомственности актуально, если нужно определить, куда именно обращаться для решения проблемы.

Виды подсудности

Многие люди часто путают понятия «подведомственность» и «подсудность», в то время как между ними есть колоссальные отличия. Подсудность означает распределение разных категорий дел между судами.

Например, арбитражный суд не может рассматривать дела о взыскании алиментов, а районный – экономические споры юридических лиц.

Подсудность определяется гл. 3 ГПК РФ, где дела распределяются между разными судами:

  • мировыми;
  • районными;
  • военными или специализированными;
  • краевыми, областными, верховными судами республик;
  • верховным судом РФ.

Подсудность бывает родовой и территориальной, последняя делится на несколько подвидов. Рассмотрим все нюансы подробно.

Родовая подсудность

Родовая (предметная) подсудность определяется по предмету иска, разграничивается между судами первой инстанции по вертикали и определяется несколькими параметрами:

  • характером дела, предметом спора;
  • исковыми требованиями.

С точки зрения родовой подсудности споры делятся на подсудные мировым, районным, областным (краевым, городским, республиканским), Верховному суду РФ.

Здесь происходит разграничение компетенций судов: например, мировой не может рассматривать дела, подсудные районному, а районный не вправе разрешать споры, подведомственные областному.

Территориальная подсудность

При территориальной подсудности гражданские дела, подсудные судам одного уровня, разграничиваются в пространстве (по территории).

Простыми словами: в данном случае подразумевается выбор конкретного суда для подачи заявления в зависимости от места жительства истца или ответчика.

По отдельным категориям дел истец может делать выбор самостоятельно, но есть споры, где применяется исключительная подсудность, определяемая ГПК РФ.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность устанавливается ст. 30 ГПК РФ.

По отдельным категориям дел иски могут подаваться только в конкретные суды в зависимости от установленной территории:

  • оспаривание, установление прав на земельные участки, недра, здания, строения, нежилые и жилые помещения, снятие ареста с имущества – по адресу расположения объектов;
  • взыскание кредитной задолженности кредиторами после смерти заемщиков при вступлении правопреемников в наследство – по месту открытия наследственного дела;
  • споры по договорам перевозки – по месту расположения компаний-перевозчиков;
  • защита интересов группы лиц, в том числе по потребительским спорам – по адресу проживания или регистрации ответчика.

Пример исключительной подсудности:

Мужчина при жизни взял кредит на сумму 2 000 000 руб., через несколько месяцев умер. Остаток задолженности составил 1 700 000 руб.

По закону долги наследуются в пределах стоимости наследуемого имущества.

Наследственное дело открыто в другом городе, поэтому представителям банка для взыскания денег с правопреемников придется ехать туда согласно правилам исключительной подсудности.

Альтернативная подсудность

Альтернативная подсудность регламентируется ст. 29 ГПК РФ и предоставляет истцам право обращаться в любые суды: как по своему месту жительства, так и по адресу проживания ответчика.

По каким делам истец может подать заявление в судебный орган по адресу своего проживания:

  • расторжение брака, если с истцом проживает ребенок или поездка в суд по адресу проживания ответчика затруднительна из-за плохого состояния здоровья;
  • определение отцовства, взыскание алиментов;
  • возмещение вреда жизни и здоровью по вине ответчика;
  • пенсионные, жилищные споры о правах;
  • возмещение морального вреда за нарушение закона о персональных данных;
  • восстановление трудовых прав.

Обратите внимание! В исковом заявлении истец обязан указать адрес проживания ответчика. Если он неизвестен, иск подается по последнему известному адресу или в суд по местонахождению его имущества.

Договорная подсудность

Согласно ст. 32 ГПК РФ, стороны по конкретному делу могут самостоятельно изменить территориальную подсудность по предварительной договоренности.

Это возможно только до принятия иска к производству. Исключение – родовая и исключительные подсудности: они определяются ГПК РФ, поэтому по согласованию меняться не могут.

Подсудность связанных дел

Здесь подразумевается возможность предъявления иска по месту жительства одного ответчика, если их несколько и все проживают в разных местах. При объединении требований истец вправе выбрать конкретный суд самостоятельно.

Пример подсудности связанных дел:

Группа людей из хулиганских побуждений повредила автомобиль гражданина. Он обратился в полицию, их привлекли к уголовной ответственности. Собственник машины решил взыскать компенсацию за причиненный имуществу вред. Для этого он подал в суд заявление по месту проживания одного из виновников, т.к. все зарегистрированы в разных субъектах РФ.

Кратко: в отличие от подведомственности, подсудность затрагивает исключительно суды. Понятие используется для определения компетенции судов по конкретным делам.

Подведомственность и подсудность: отличия

Эти два понятия отличаются по критериям:

ПонятиеСмыслПорядок определенияПоследствия нарушения
ПодсудностьИспользуется только по отношению к судам, разграничивает их компетенциюОпределяется после уточнения подведомственностиЕсли человек обратился не в тот суд, материалы дела передаются в соответствующий судебный орган
ПодведомственностьПрименяется к судам, муниципальным и государственным учреждениям, иным организациямПри возникновении проблемы гражданином определяется сначала подведомственность, т.е. госорган, куда следует обращатьсяПри нарушении подведомственности делу по заявлению гражданина ход не дается

Как определить подведомственность?

Чтобы определить, куда обращаться, достаточно сделать несколько простых шагов:

  1. Определить характер проблемы. Например, споры с работодателями зачастую решаются через Государственную трудовую инспекцию, по ЖКХ – через Жилищную инспекцию.
  2. Посмотреть, есть ли основания для обращения в суд и обязателен ли досудебный порядок урегулирования.

Если основания для подачи иска есть, устанавливается предмет спора, а затем уточняется родовая подсудность. После этого нужно определиться с территориальной и узнать, куда направлять заявление – по месту жительства истца, ответчика, или расположению имущества.

Пример:

Мужчина работает в организации, за мелкое нарушение работодатель делает ему замечание с занесением в личное дело.

Гражданин посчитал, что это негативно отразится на его карьере, и пожаловался в Государственную инспекцию по охране труда, т.к. с учетом правил подведомственности такие дела разрешает именно эта организация.

Однако для отмены приказа мужчине пришлось обратиться в суд, т.к. инспекция нарушений со стороны руководителя не выявила.

Согласно правилам подсудности, дело рассматривалось районным судом по месту нахождения предприятия. Решение вынесено в пользу истца, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания отменен.

Заключение Эксперта

Подведомственность гражданских дел делится на несколько категорий: альтернативную, условную, императивную, исключительную.

При определении суда, в котором будут проходить разбирательства, большое значение имеет подсудность – именно от нее зависит, куда истец будет обращаться.

Если у вас остались вопросы или вам требуется помощь в судебных разбирательствах, оставьте сообщение нашим юристам. Вам ответят в короткие сроки и сделают все для быстрого решения вашей проблемы с правовой точки зрения.

Ответы юриста на популярные вопросы

Хочу развестись с мужем, взыскать с него алименты на себя и ребенка. Куда мне обращаться?

Дело подлежит рассмотрению в мировом суде, если нет спора о ребенке. Заявление можно подать по своему адресу или месту регистрации ответчика – выбор предоставляется истцу.

Мы с мужем хотим развестись, но не можем согласовать, с кем останется общий сын. В какой суд подавать заявление?

Если нужно определение места жительства ребенка, иск подается в районный суд.

Мне нужно взыскать с магазина компенсацию вреда здоровью, причиненного мне при употреблении некачественных продуктов, купленных в нем. В какой суд обращаться?

Вы можете подать иск в районный суд по своему адресу или адресу ответчику – на ваш выбор.

Что делать, если я не знаю, где зарегистрирован ответчик?

В таком случае иск подается по последнему известному адресу регистрации ответчика, либо по месту расположения его имущества.

Хочу оспорить увольнение и восстановиться на рабочем месте. Куда мне обращаться?

Иски по таким делам подаются в районные суды по адресу регистрации организации-работодателя.

Источник: https://SocPrav.ru/podvedomstvennost-grazhdanskih-del

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.