Порядок надзорного производства в гражданском процессе

Производство в суде надзорной инстанции в гражданском процессе – Помощь закона

Порядок надзорного производства в гражданском процессе

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции является заключительной стадией обжалования судебных актов нижестоящих судов. Надзор – компетенция Президиума Верховного суда РФ, а основания для отмены или изменения судебных решений предельно ограничены и носят исключительный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=G2HI5T3UfSo

Надзорная инстанция есть в любом виде процесса – арбитражном, гражданском, уголовном. Процедура рассмотрения дел в порядке надзора примерно одинаковая, за исключением некоторых процессуальных нюансов. В надзор поступает небольшое количество дел, и решения по большинству из них, особенно если жалоба удовлетворена, формируют важнейшие судебные прецеденты.

Основания для обращения в надзорную инстанцию

Ключевая причина обращения в надзор по гражданским и арбитражным делам – несогласие с решениями нижестоящих судов. Не все судебные акты могут быть рассмотрены надзорной инстанцией. Основные – апелляционные и кассационные определения.

Нельзя обжаловать в порядке надзора решения районных судов и мировых судей, принятые в качестве суда первой инстанции.

Такие дела могут дойти до надзорной инстанции только после того, как пройдут апелляцию и (или) кассацию, и именно решения этих инстанций должны будут стать предметом надзорной жалобы.

Перечень оснований, установленных ГПК, для обращения в надзор предельно краток:

  1. Нарушены гарантированные международным правом или конституционные права и свободы человека и гражданина.
  2. Нарушены публичные интересы либо права и интересы неограниченного круга лиц.
  3. Нарушено единообразие в толковании и применении судами правовых норм (на практике – позиция суда, принявшего оспариваемый судебный акт, расходится с позицией Верховного суда, изложенной в постановлениях Пленума или Президиума). 

Таким образом, при обращении в надзор основания серьезно отличаются от тех, что допускаются при обращении в апелляционную или кассационную инстанцию. При этом мало указать на наличие какого-то основания – нужно пояснить, в чем конкретно оно выражается, как повлияло на принятие обжалуемого судебного акта. И, разумеется, важно подтвердить свою позицию, свои доводы весомыми доказательствами.

В уголовном процессе деятельность надзорной инстанции носит несколько иную роль, нежели по гражданским и арбитражным делам. Во-первых, здесь можно обжаловать непосредственно приговоры и другие итоговые решения районных судов и мировых судей.

Во-вторых, совершенно иначе выглядит перечень оснований для обращения с надзорной жалобой.

По уголовным делам в надзорной инстанции в большинстве случаев обжалуются либо слишком суровые приговоры (стороной защиты), либо слишком мягкие и оправдательные (стороной обвинения).  

Основания для надзорной жалобы по уголовным делам:

  1. Существенные нарушения УК РФ (норм материального права) или УПК РФ (процессуальных норм), которые повлияли на исход дела.
  2. Выявление данных о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Серьезное ограничение на надзорное обжалование – недопустимость ухудшения положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого прекращено преследование.

Жалобы, влекущие такие последствия, могут быть направлены и приняты к рассмотрению. Однако пересмотр судебных решений возможен лишь при условии, что не прошел 1 год с момента вступления обжалуемого решения в силу.

При этом допускается применение только двух оснований:

  • допущенные нарушения не просто повлияли на исход дела, но и исказили суть правосудия и смысл обжалуемого решения;
  • выявлены данные о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Подготовка и рассмотрение жалобы

По гражданским делам надзорная жалоба должна быть подготовлена не позднее 3 месяцев с момента вступления обжалуемого акта в силу. Она должна быть подана непосредственно в Верховный суд.

жалобы должно отвечать требованиям ст. 391.3 ГПК РФ. Их нарушение (любого плана) влечет возврат жалобы. примерно идентично по структуре апелляционным и кассационным жалобам. Но очень важно сделать акцент на обоснованности жалобы: четко привести основания и подтвердить их наличие доказательствами.

Рассмотрение жалобы – процесс двухэтапный. Первично поступившие материалы изучает один судья Верховного суда. Он решает, передать жалобу на рассмотрение Президиума или вернуть заявителю.

https://www.youtube.com/watch?v=qvVfSsG_8oE

Если жалобе дан ход, она будет рассмотрена на заседании вместе с позицией судьи, который принял решение о таком рассмотрении. Срок пересмотра решений в порядке надзора – 2-3 месяца.

По итогам работы надзорной инстанции обжалуемый акт (акты) может быть отменен или изменен.

В уголовном процессе нет временных рамок для подачи надзорной жалобы. Учитывать нужно только срок, который установлен для допустимости пересмотра, ухудшающего положение осужденного.

Требования к жалобе – ст. 412.1 УПК РФ. Их обязательно нужно соблюсти, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Как и по гражданским делам, очень важно сконцентрироваться на обосновании жалобы – четко изложить основания и доказательства их наличия.

Порядок рассмотрения жалобы по уголовному делу очень схож с работой надзорной инстанции по гражданским делам. Он так же предусматривает 2-этапный процесс.

Сначала жалобу и материалы дела изучает один судья, который принимает решение о дальнейшем движении обращения.

Если жалоба представлена на рассмотрение Президиума ВС РФ, по ней должно быть принято решение в течение 1-2 месяцев со дня поступления в надзор.

В любом процессе (гражданском, уголовном) решение судьи о возврате жалобы без рассмотрения может быть отменено Председателем ВС РФ или его заместителем, а дело, соответственно, передано на рассмотрение надзорной инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что происходит такое редко, но все-таки возможно. Зачастую инициативу в этом проявляет лицо, направившее жалобу.

Надзор пересматривает решения путем их отмены или внесения изменений. Ориентиром служит изложенное в жалобе требование. Дополнительно могут приниматься решения о направлении дела на новое разбирательство в первой инстанции, апелляционной или кассационной.

Источник: https://law03.ru/society/article/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instancii

Источник: https://pozakona.ru/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instancii-v-grazhdanskom-processe.html

Тема 25. Производство в суде надзорной инстанции

Порядок надзорного производства в гражданском процессе

Производство в порядке надзора – это самостоятельная и исключительная стадия гражданского процесса. Пересмотр в порядке надзора решений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами.

Надзорное производствоэто исключительный способ проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Правом на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Общий срок на обжалование в порядке надзора – три месяца. На подачу

жалобы на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).

В отличие от кассационных и апелляционных жалоб, надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с требованиями закона, изучаются судьей Верховного Суда РФ.

Надзорные жалобы, представления изучаются по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит одно из следующих определений:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Следует отметить, что Председатель ВС РФ, либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.

Следуем учитывать, что Председатель ВС либо его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Основаниемдля отмены судебных актов в порядке надзора может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ по правилам, предусмотренным гл. 10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, явившиеся в заседание Президиума, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством . При равном количестве , поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Необходимо отметить, что Председатель ВС РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При этом Президиум не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Необходимо помнить, что при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания Президиума Верховного Суда РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Источник: https://studopedia.ru/6_4852_tema--proizvodstvo-v-sude-nadzornoy-instantsii.html

Как подать жалобу в надзорную инстанцию? Порядок пересмотра судебных постановлений в гражданских процессах

Порядок надзорного производства в гражданском процессе

Завершающей стадией любого судебного процесса может быть рассмотрение конкретного дела в порядке надзорного производства. В этой связи возникает много вопросов – что это за процесс? Какие основания нужны для его возбуждения? Как протекает разбирательство такого формата?

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/sud/nadzornaya-instanciya.html

Надзорное производство в гражданском процессе

Порядок надзорного производства в гражданском процессе

Определение 1

Надзорное производство — это порядок пересмотра приговоров, постановлений, определений и решений органов суда первой инстанции, вступивших в силу, кассационных определений, которыми судебные постановления были изменены, оставлены без изменения или отменены.

Производство по пересмотру определений, решений, постановлений, вынесенных судом и вступивших в силу в порядке надзора, выступает самостоятельной стадией гражданского судопроизводства.

Производство в порядке надзора рассматривается, как:

  • форма судебного надзора;
  • способ обжалования постановлений суда;
  • институт гражданского права;
  • особый род правоотношений.

С 01.01.2012 пересмотр постановлений и решений суда по гражданским делам (надзорное производство) осуществляется Президиумом ВС РФ — высшим органом в судах общей юрисдикции. Постановления Президиума обжалованию не подлежат.

Необходимость надзорного производства обусловлена тем, что суды первой, кассационной и апелляционной инстанций не всегда могут обеспечить правильное разрешение дел и, как следствие, — защиту законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных субъектов спорных правоотношений.

Поэтому необходимы дополнительные процессуальные гарантии исправления допущенных нарушений, защиты законных интересов, прав и свобод указанных лиц. Данные гарантии обеспечивает Президиум ВС РФ.

Положения о суде надзорной инстанции прописаны в Гражданско-процессуальном кодексе (гл. 41.1). Понятия «суд надзорной инстанции», «надзорное производство» и т.д. имеют конституционную основу (Конституция, ст. 126), в силу которой Верховный Суд — это высший судебный орган по делам, являющимся подсудными судам общей юрисдикции, а также осуществляет за их деятельностью судебный надзор.

Пересмотр вступивших в силу постановлений и решений суда является дополнительной гарантией защиты законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных заинтересованных лиц.

Это завершающая, последняя стадия процедуры обжалования решений и постановлений суда.

В последующем обжаловать судебные постановления невозможно, их пересмотр допускается только в пределах производства по новым или открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК).

Производство по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора преследует цель — обеспечение единообразного применения закона судами (единство судебной практики). Судебные постановления и решения подлежат изменению или отмене в порядке надзора, если нарушают единообразие в применении и толковании судами норм права (п. 3 ст. 391.9 ГПК).

Президиум Верховного суда, рассматривая конкретные дела в порядке надзора, решает вопросы, которые имеют большое значение для развития права в целом, для формирования единообразного и правильного применения судами общей юрисдикции норм права на всей территории РФ.

Постановления Президиума ВС могут оказывать влияние:

  • на формирование всей судебной практики;
  • на единообразное применение норм права судами;
  • на возможность пересмотра судебных постановлений, вынесенных ранее, по новым обстоятельствам.

Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений является исключительной стадией гражданского процесса, так как значительно отличается от «обыденного» производства по проверке постановлений суда — в апелляционном суде (по порядку рассмотрения жалобы, по объекту обжалования, основаниям для изменения и отмены судебных постановлений, по полномочиям суда и т.д.), в кассационной инстанции (по основаниям для изменения и отмены обжалуемых постановлений суда).

Функции надзорного производства в гражданском процессе

Основной задачей гражданского судопроизводства законодатель называет своевременное и правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

К дополнительным задачам относятся: предупреждение правонарушений, укрепление правопорядка и законности, формирование уважительного отношения к суду и закону.

Решение задач гражданского судопроизводства осуществляется благодаря реализации функций гражданского судопроизводства.

Функция гражданского судопроизводства — это деятельность суда и субъектов судебного процесса, которая обусловлена объективно значимыми целями и задачами гражданского судопроизводства.

Их разрешение урегулировано нормами гражданского процессуального права.

Надзорное производство — это компонент одной из процессуальных функций гражданского судопроизводства (функции пересмотра постановлений, определений, решений).

Функции надзорного производства:

  • проверочная — проверка правильности вынесения судебных постановлений, решений, вступивших в законную силу, на предмет отсутствия нарушений законных интересов, прав и свобод человека, публичных интересов, норм права и т.д.;
  • регулятивная — разрешение гражданского дела (правового спора), который является предметом проверяемого судебного постановления; Президиум ВС имеет право изменить или отменить постановления суда первой инстанции, кассационного и апелляционного судов, принять новое постановление, не передавая при этом дело на новое рассмотрение;
  • защитная — защита оспариваемых или нарушенных законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, субъектов трудовых, гражданских и иных правоотношений;
  • контрольная — осуществление прямого контроля со стороны Верховного Суда за деятельностью судов при разрешении гражданских дел; опосредованный или косвенный контроль над поддержанием единообразия в применении и толковании норм права судьями;
  • правообразующая — вынесение постановления Президиума ВС в надзорном производстве и вступление его в законную силу, возможность пересмотра постановлений и решений суда.

Выделение в гражданском процессе функций надзорного производства, правильное толкование содержания каждой его функции, позволяет детально рассматривать вопрос о сущности и роли надзорного производства в достижении целей и задач гражданского судопроизводства и правосудия.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/nadzornoe_proizvodstvo_v_grazhdanskom_processe/

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Порядок надзорного производства в гражданском процессе

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.