Подсудность конституционного суда

Подсудность гражданских дел

Подсудность конституционного суда

Судебная система Российской Федерации включает в себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел по первой инстанции.

Так, в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и суды мировых судей субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституция РФ в ст. 47 установила общий принцип подсудности дел судам, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Судебная подсудность — это установленный процессуальным законодательством порядок распределения гражданских дел между судами первой инстанции в системе судов Российской Федерации.

Особое место в судебной системе Российской Федерации занимает Конституционный Суд.

Конституционный Суд РФ не наделен полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел в качестве суда первой инстанции. На основании Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.

«О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 8 февраля 2001 г. № 1-ФКЗ, от 15 декабря 2001 г.

№ 4-ФКЗ) Конституционный Суд РФ рассматривает в судебных заседаниях дела лишь о конституционности правоприменительной практики (ст. 3).

При этом Конституционный Суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РФ и правосознанием, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Подсудность подразделяется на родовую и территориальную.

Родовая подсудность определяет порядок распределения дел между разными судами судебной системы.

Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции -рассматривает и разрешает дела:

  • об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их от ставки;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные региональные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
  • об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ (ст. 27 ГПК).

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд РФ может рассматривать по первой инстанции и другие дела в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суды субъектов РФ рассматривают и разрешают по первой инстанции дела:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;
  • о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК).

Мировому судье подсудны дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
  • иные возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
  • возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
  • об определении порядка пользования имуществом;
  • другие дела, отнесенные федеральным законом к компетенции мировых судей (ст. 23 ГПК).

Если к мировому судье обратился заявитель с несколькими требованиями, одно из которых подсудно районному суду, все требования передаются на рассмотрение районного суда.

Подсудность военным и специализированным судам определена в ст. 25 ГПК.

Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами Российской Федерации, подсудны все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (пп. 1, 4 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»)

1. Остальные гражданские дела (которых большинство), подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются и разрешаются районными судами.

Территориальная подсудность определяет порядок распределения гражданских дел между однородными судами по территориальному признаку (например, между районными судами).

По общему правилу о территориальной подсудности, иски предъявляются в суд по месту жительства или нахождения ответчика.

Местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей (родителей, усыновителей или опекунов) (ст. 20 ГК РФ).

Местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации либо место, указанное в его учредительных документах.

В некоторых случаях законодатель устанавливает альтернативную подсудность, когда одно и то же дело может быть подсудно нескольким одноименным судам и истец по своему выбору обращается в тот или иной суд.

По таким искам заявитель обращается либо по месту нахождения имущества ответчика, либо по последнему известному месту жительства ответчика, либо по месту нахождения филиала или представительства предприятия, либо по месту жительства истца (ст. 29 ГПК). К таким искам относятся иски:

  • к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации;
  • к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства;
  • о взыскании алиментов и об установлении отцовства;
  • о расторжении брака в случаях, если при истце находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным, и др.

Исключительная подсудность установлена законодателем для рассмотрения определенной категории дел (ст. 30 ГПК). Это иски:

  • о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста (предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества);
  • кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками (подсудны суду по месту открытия наследства);
  • к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки (предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия).

Подсудность нескольких связанных между собой дел определяется по правилам удобства и целесообразности (ст. 31 ГПК). Она имеет место в том случае, когда между заявленными требованиями существует такая объективная связь, которая позволяет рассматривать все заявленные требования в одном процессе.

Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным ГПК.

Как устанавливается договорная подсудность?

Гражданское процессуальное законодательство установило определенную подсудность в отношении всех категорий имеющихся дел. Но рассмотрение дела по определенной законом подсудности может быть неудобно сторонам по каким-либо причинам. Законодатель дает возможность сторонам до принятия дела судом самим решить вопрос о подсудности.

Однако договорная подсудность не может быть по делам, отнесенным к компетенции верховных судов республик, краев, областей и приравненных к ним судов, Верховного Суда РФ, а также по делам, отнесенным к исключительной подсудности (ст. 32 ГПК).

Какие основания установлены законодателем для передачи дела из одного суда в другой?

Если дело принято судом к производству с соблюдением правил о подсудности, то оно должно быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно в разумные сроки.

Но бывают обстоятельства, при которых дело рассматривается медленно, доказательства получить по нему затруднительно и вынести законное решение практически невозможно.

При такой ситуации законодатель предусмотрел возможность передачи дела в другой суд (ст. 33 ГПК).

Основаниями передачи дела в другой суд могут быть:

  • ходатайство ответчика, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
  • ходатайство сторон о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
  • установление в суде факта нарушения правил подсудности;
  • отвод одного или нескольких судей либо по другим причинам, когда замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

Суд, приняв решение о передаче дела в другой суд, выносит об этом мотивированное определение, на которое может быть подана частная жалоба.

После передачи дела в другой суд споры о подсудности между судами не допускаются.

Источник: https://be5.biz/pravo/g020/5.html

Подведомственность дел Конституционному Суду РФ

Подсудность конституционного суда

Полномочия КС РФ

Статья 125 Конституции РФ говорит о полномочиях КС РФ. Статья 3 ФКЗ «О КС РФ» более детально фиксирует полномочия КС РФ.

Конституционный суд РФ:

1. Разрешает дела в порядке абстрактного и последующего конституционного контроля о соответствии Конституции РФ четырех групп нормативно-правовых актов:

a. Федеральные законы, нормативные акты президента, совета федерации, государственной думы, Правительства

b. Конституции республик, уставы иных субъектов, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов, которые изданы либо по вопросам исключительной компетенции РФ, либо по вопросам совместного ведения.

c. Договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами государственной власти субъектов

d. Не вступившие в силу международные договоры.

Любые иные НПА не могут быть предметом абстрактного конституционного контроля в рамках данного полномочия.

Это полномочие КС не может быть осуществлено по обращению граждан. В рамках данного полномочия могут обратиться лишь специально установленные субъекты.

2. КС разрешает споры о компетенции и только 3 вида споров о компетенции:

a. Спор между федеральными органами государственной власти. Например, спор между государственной думой и Советом Федерации

b. Спор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

c. Спор между высшими органами государственной власти субъектов

Если спор касается компетенции местного самоуправления, то такой спор не может быть предметом рассмотрения в КС РФ. Спор касается только компетенции.

3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В процедуре импичмента принимает участие 4 органа: государственная дума, совет федерации, Верховный суд, а Конституционный суд дает заключение о том, соблюдена ли конституционная процедура выдвижения обвинения. С момента выдвижения обвинения до принятия решения по делу об импичменте должно пройти не более чем 3 месяца.

Участие КС РФ в данной процедуре является обязательным. Поэтому, по мнению ряда авторов здесь осуществляется обязательный конституционный судебный контроль. В случае если решение КС РФ будет отрицательным, процедура выдвижения обвинения прекращается.

6. КС РФ выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

КС РФ считает, что это полномочие не свойственно КС и практически это полномочие не использует в своей деятельности. Однако, самый яркий пример, когда КС РФ использовал данное полномочие, заключается в том, что сам ФКЗ «О КС РФ» был написан судьями КС РСФСР.

7. КС РФ осуществляет иные полномочия, которые предоставлены ему конституцией, федеративным договором, а также федеральными конституционными законами.

Кроме того КС РФ может также пользоваться правами, которые предоставляются ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституцией договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ если эти права не противоречат его природе и назначению в качестве органа конституционного судебного контроля В настоящее время полномочия КС РФ расширены в силу принятия ряда ФКЗ.

Так в частности, в соответствии с ФКЗ «О референдуме РФ» президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов по референдуму направляет их в КС РФ с запросом о проверке конституционности действий инициаторов референдума.

Согласно ФКЗ «о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта в РФ» предусматривается обязательное обращение президента РФ в КС РФ с запросом о проверке соответствия конституции РФ международного договора о принятии в состав федерации иностранного государства или части иностранного государства в качестве нового субъекта государства.

Согласно ФКЗ «об уполномоченном по правам человека в РФ» правом на обращение в КС РФ наделяет уполномоченный по правам человека.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 62 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-71341.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.