Не могу давать определения

2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений

Не могу давать определения

1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня; клетчатое (какое?) платье; платье (какое?) в клетку; мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы.

2. Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.

Обратите внимание!

Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.

Я ушёл (какой?) расстроенный; Он сидел (какой?) усталый.

3. По способу выражения определения делятся на две разновидности:

  • согласованные определения;
  • несогласованные определения.

Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

Ср.: родной край; родного края; в родных краях.

При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

Способы выражения согласованного определения

Форма Примеры
1. Полное прилагательноеСолнечный день; любимая книга; отцовы слова.
2. Полное причастиеВыполненное дело; зеленеющий лес.
3. Местоимение-прилагательноеВсякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума.
4. Порядковое числительноеПервый день; во втором ряду.
5. Числительное одинОдно перо; одна тетрадь.

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

  • управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.Ср.: дом из камня; в доме из камня;
  • примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их, которые занимают положение перед главным словом.

Способы выражения несогласованных определений

Форма Примеры
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлогаПолёт лётчика; блузка в горошек; дама в шляпе; юбка складками; мебель из берёзы; аллея перед домом; баночка из-под крема.
2. ИнфинитивЖажда познать; стремление увидеть.
3. НаречиеПоворот налево; глаза навыкате.
4. Прилагательное в сравнительной степениДеревья поменьше; арбузы поспелее.
5. Притяжательные местоимения его, её, ихЕё брат; их забота.
6. Цельные словосочетания с главным словом – существительнымДевушка с голубыми глазами; девушка высокого роста; человек большого ума.

4. Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.

Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Например:
Мужчина шёл с чемоданом.
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.

В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего.

Во втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке; человек большого ума; блузка в горошек. Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома. – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в зал был закрыт.

4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

Значение Способ выражения Примеры
1. ПринадлежностьСуществительное в родительном падежеАльбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата (ср.: книга принадлежит брату).
2. Носитель признакаСуществительное в родительном падежеЗелень парков (ср.: парки зелены), белизна снега (ср.: снег белый).
3. определяемого понятияСуществительное в родительном падежеПравила поведения; политика мира.
Существительное в предложном падеже с предлогом о (об)Вопрос о наследстве; книга об открытиях.
ИнфинитивСтрасть противоречить; желание учиться.
4. Производитель действияСуществительное в родительном падежеПение птиц (ср.: птицы поют); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл).
5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве)Цельное словосочетание в родительном падежеЧеловек большого ума; человек высокого роста; девочка трёх лет.
Существительное в винительном падеже с предлогом вПлатье в горошек; галстук в искорку.
Существительное в творительном падеже с предлогом сДом с мезонином; лодка с парусом.
Существительное в предложном падеже с предлогом вДама в шляпе; человек в очках; озеро в лесу.
НаречиеНадпись по-английски; яйцо всмятку; глаза навыкате.
6. МатериалСуществительное в родительном падеже с предлогом изДом из камня; платье из ситца; ваза из хрусталя.
7. ПроисхождениеСуществительное в родительном падеже с предлогом изГенерал из солдат; староста из мужиков.
8. Вещество, содержащееся в предметеСуществительное в родительном падеже с предлогом из-подБутылка из-под молока; банка из-под крема.
9. ИсточникСуществительное в родительном падеже с предлогом отПояс от платья; воронка от снаряда.

Обратите внимание!

Некоторые близкие по значению формы:

1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.

Открытие Колумба; открытие Америки – Колумб открыл Америку.

2) Форма родительного падежа при главном слове – существительном является определением, если главное слово указывает на часть целого, выраженного формой родительного падежа (стена дома – стена является частью дома). Форма родительного падежа является дополнением, если главное слово указывает на вместилище, а форма родительного падежа – на вещество (ср.: чашка чая – чашка не является частью чая; мешок картошки – мешок не является частью картошки).

Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).

План разбора определения

  1. Указать тип определения (согласованное – несогласованное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено определение.

Образец разбора

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).

Детскую (радость) – согласованное определение, выраженное именем прилагательным. (Радость) бабушки – несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.

 Упражнение к теме «2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/712-231_opredelenie_i_ego_raznovidnosti_otgranichenie_opredelenii_ot_drugih_chlenov_predlozhenii.html

11 правил формулирования определений | СМЫСЛ

Не могу давать определения

 Все должно быть изложено так просто,

как только возможно, но не проще.

А. Эйнштейн

Нет более эффективного способа научиться думать, чем формулирование определений. Согласитесь, полезно понимать суть понятий, которыми мы мыслим.

Люди не всегда хотят знать, из чего сделан инструмент, которым они работают, но мыслить без понимания сути используемых понятий – это все равно, что производить огранку алмаза стальным напильником.

В результате такой “обработки” своих мыслей мы, как правило, получаем неточные формулировки, расплывание мыслью по древу и неправильные выводы.

Толковать о предметах и явлениях большинство людей начинает не с того, что формулирует определение того, о чем они будут говорить или писать, а с высказывания импонирующей им точки зрения по данному вопросу.

Скажем, начиная рассуждения об обществе или государстве, мало кто имеет полное представление о том, что он вкладывает в понятие “общество” или “государство”, не говоря уж о том, чтобы иметь четкую схему общества или государства.

Со стороны это выглядит примерно следующим образом: девушка, едва ли имеющая какое-то представление об устройстве автомобиля и едва ли им интересующаяся, с ходу начинает строить суждения и умозаключения о коробке передач.

Если вы попросите человека дать определение тому понятию, о котором он разглагольствует, он будет таращить на вас глаза так, словно вы попросили его составить фоторобот Ктулху. Даже если человек имеет верное представление о предмете или явлении, у него почему-то возникают сложности с формулированием определений.

Более того, четкого алгоритма формулирования определений на сегодняшний день не существует вообще. Мало кто из нас способен формулировать определения сходу.

В лучшем случае мы либо выдаем пространную речь (“ну, это такая фигня, которая светит в небе и вокруг которой вращаются планеты”), либо объясняем “на пальцах”.

Толковые словари, вопреки нашим ожиданиям, не выполняют познавательной функции – они усердно перечисляют синонимы, не затрудняя себя объяснением разницы между этими синонимами (“трансцедентальный – это априорный”). Этимологические словари, как правило, проливают свет на свойства понятия, но не дают определения.

Ниже вашему вниманию представлены 11 основных правил, которые могут помочь вам в выработке собственных определений. В дальнейшем эти наработки могут лечь в основу новой отрасли когнитивного языкознания – логики языка.

11 правил формулирования определений

1.Определение логически выверено.Из определения можно понять основную категорию мышления (элементарную смысловую единицу или ЭСЕ), к которой относится данное понятие.

Я выделяю 7 таких единиц: вещество, предмет, действие, явление, состояние, качество, величина.

ВЕЩЕСТВО – материя, имеющая постоянный атомный состав и характеристики.

ПРЕДМЕТ – материя, ограниченная в пространстве.

ДЕЙСТВИЕ – приложение к предмету силы, вызывающее изменение его состояния.

СОСТОЯНИЕ – фиксированная совокупность характеристик предмета.

ЯВЛЕНИЕ – изменение состояния вещества, предмета или совокупности предметов.

КАЧЕСТВО – характеристика вещества, предмета в определенном состоянии, явления или действия.

ВЕЛИЧИНА – численно выраженная характеристика вещества, предмета или явления.

2. Под определение “подходит” только одно понятие.

Если под составленное вами описание подходит сразу несколько понятий, значит, критерий искомого понятия (то, чем оно отличается от других сходных понятий, достаточное условие) не найден, а, следовательно, определение как таковое не дано.

3. Определение раскрывает СМЫСЛ слова.

Человек использует смысл слова только в том случае, когда обозначает данным словом строго соответствующее понятие (а не то, которое ему хочется). Связь между словом (знаком) и понятием может быть выявлена только на основе анализа происхождения этого слова и его частей, а именно корня и суффикса (окончания). Этимологический анализ является необходимым условием выявления смысла.

СМЫСЛ (с-мыслью) – связь знака (например, слова) с той мыслью, по которой он был образован.

4. Определение не содержит слов категоризации (определяющих место определяемого понятия в системе понятий).

Это такие слова, как степень, мера, форма, норма, вид, средство, часть, уровень, признак, метод, способ (“демократия – это ФОРМА государственного устройства…”). Исключение составляют определения научных величин (например, физических), в которых, в силу высокой систематизированности науки, применение слов категоризации закономерно.

5. Определение не содержит слов, имеющих общий корень со словом, обозначающим определяемое понятие.

Например, если мы определяем понятие “знак”, то определение может содержать любые слова, кроме слов с корнем “ЗНАК/ЗНАЧ”: значение, означенный, и т.д. В противном случае получается логическая ошибка, которая называется idem per idem, или тавтология.

6. Ясность. Определение не содержит слов иностранного происхождения: конвергентный, субстанция, контрагент, социум, индивидуальный, адресат, официальный и др. (ошибка ignotum per ignotius – объяснение непонятного посредством еще более непонятного).

В большинстве случаев эти слова можно заменить словами русского языка без искажения сути. Исключением являются научные термины, не имеющие прямых соответствий в русском языке (например, медицинские или юридические термины).

В определениях общеупотребительных понятий никаких иностранных слов быть не должно.

7. Определение не содержит избыточных слов.

Например, в словосочетаниях внутреннее состояние и внутреннее ощущение слово внутреннее явно лишнее. В определение очень любят вставлять слова и выражения, которые придают ему вид «научности»: определенный (кем определенный?), определенным образом, конкретный, и т.д. Такие слова и выражения не нужны для прояснения смысла.

8. Определение не содержит метафорических выражений и образных понятий, таких как душевный, сердечный (“сердечная привязанность”), глубокий (“глубокое чувство”), связанный (“связанный желанием”), арсенал (“арсенал знаний”). Определение характеризуется точностью, а там, где есть образность, точностью и не пахнет (опять же ignotum per ignotius).

9.

Определение вещества, предмета, действия, явления, состояния и величины не содержит субъективных (оценочных и эмоционально окрашенных) понятий (таких как приятный, красивый, восхитительный, отвратительный, хороший, плохой). Субъективные понятия корректно использовать лишь при определении качеств, поскольку качества могут быть как объективными (не оценочными), так и субъективными (оценочными).

10. А – это не Б”. Неправильным считается также описание понятия через отрицание, то есть использование в определении противоположных понятий (например, “больной – это не здоровый”, “хвойный – это не лиственный”, “чужой – это не свой”).

11. При формулировании определений следует избегать использования понятий-химер.

Все понятия нашего сознания разделяются на реальные и фантастические. Реальные понятия имеют непосредственную связь с материальным миром. Любое понятие о веществе, предмете и явлении имеет соответствие в материальном мире.

Любое действие осуществляется над предметами материального мира. Любое состояние или качество характеризует вещества и предметы материального мира.

Любая величина служит для измерения и численного выражения предметов и явлений материального мира.
 

Все, что вне материального мира – фантастическое, производимое фантазией человека, не имеющее никакого материального содержания. Фантастические понятия – это мыльные пузыри, имеющие оболочку из представлений, но пустые внутри. Это понятия-химеры.

К ним можно отнести все или большинство понятий с абстрактными (размывающими суть) суффиксами и окончаниями -изм, -ство, -ственность: карьеризм, монархизм, марксизм, одиночество, представительство, попустительство, ответственность, дружественность, женственность/мужественность, а также некоторые слова, оканчивающиеся на -ость: бренность, мертвенность, преданность, жертвенность, значимость. Химерам можно приписать любые – какие угодно – свойства, и многие из них имеют целые нагромождения свойств, поскольку каждому человеку они мерещатся по-разному.

Как проверить, реальное это понятие или фантастическое?

Попробуйте отнести его к одной из основных категорий мышления (см. п. 1). Если понятие не попадает ни в одну категорию, то есть если это не предмет, не явление, не действие, и т.д.

, то, возможно, это СОВОКУПНОСТЬ предметов, явлений или действий? Если это и не совокупность чего-то материального или имеющего отношение к материальному миру, значит, это понятие полностью вымышленное, фантастическое.

Фантастические понятия – это палки в колесах мышления, тормозящие его и мешающие движению мысли. Посудите сами: если единица мышления не имеет связи с реальным миром, то зачем она нужна? Иными словами, какой дом можно построить из придуманных кирпичей?

=======================================

Возможно, я что-нибудь упустила, и кто-нибудь знает двенадцатое правило формулирования определений?

Источник: https://maxpark.com/community/1956/content/869256

Если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им

Не могу давать определения

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Это совет тому, кто хочет овладеть ораторским искусством и искусством убеждать других людей.

Итак: если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им.

79. Как ты можешь знать меня, если ты не знаешь моего дела?

Практика показала, что самые близкие люди не знают друг друга. Дома весьма уважаемые и квалифицированные работники превращаются в плохих кухарок, неквалифицированных слесарей-сантехников, небрежных прачек и неловких плотников и маляров.

Вот почему нередко дети не уважают родителей, а супруги презирают друг друга. Примеры можно продолжить. Родители не знают своих взрослых детей и продолжают относиться к ним, как будто им еще пять лет.

Даже сослуживцы, если они не вместе, не делают одного дела, не знают друг друга.

Итак: как ты можешь знать меня, если ты не знаешь моего дела?

80. Выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!

Это для обидчивых и злопамятных. Наша злопамятность поддерживается тем, что мы не знаем законов логики. Злимся на человека, которого уже давно нет, т. е. создают в душе своей мавзолей, где хранят «покойников». Одна 70-летняя женщина продолжала злиться на мужа за проступок, который он совершил 40 лет назад.

Все остальное поведение его было безупречным, они прожили счастливо, но этот червячок продолжал в ней жить. Рассказывая это, моя пациентка горько плакала, она страдала.

Я попросил ее принести фотографию мужа тех лет и последнюю, а потом попросил ее посмотреть на старую фотографию и сказал: «Этого человека, на которого вы обижаетесь, уже давно нет. Вы говорите о покойнике и живете с покойником в душе своей. Посмотрите, кто сейчас рядом с вами.

Разве этот человек сделал вам что-нибудь плохое?» Довольно часто простить – это значит засунуть свою обиду в дальний ящик. Многие так складывают свои обиды и при недоразумениях вытаскивают всю пачку, присоединяют к ней последнюю и трясут ею перед провинившимся партнером.

Обидчивые! К вам мое слово! Не будьте так жестоки! Не приговаривайте своих партнеров к пожизненному заключению. Ведь даже преступник, после того как он отбыл наказание в тюрьме, считается чистым перед обществом.

Да и тот, который вас обидел, возможно, уже умер, а вы обвиняете ни в чем неповинного человека, у которого с тем, кого вы обвиняете, могут быть общими только фамилия, имя и отчество.

А если он точно такой, как тот, который вас обидел, так не живите с ним, но не вспоминайте обид. Себе же хуже делаете.

Итак: выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!

81. Не будь Кощеем Бессмертным – держи свою душу при себе.

Еще одна формулировка пожелания жить для себя. Доводы могут не помочь, а вот если человек прочувствует, что он Кощей Бессмертный, может быть, постарается вернуть свою душу себе.

Для разъяснения тезиса привожу свою статью «Хорошо ли жилось Кощею Бессмертному?»

«В детстве я очень завидовал Кощею Бессмертному по двум причинам. Во-первых, он был худым, а меня дети дразнили за мою полноту; во-вторых, он был бессмертным, а мне умирать не хотелось. Сейчас я ему уже не завидую.

Я стал регулярно заниматься спортом и похудел. Бессмертие я себе обеспечил тем, что у меня есть дети и внуки. Кроме того, я написал несколько книг, которые многим нравятся, а некоторым принесли пользу.

А Кощея все-таки убили, да и память о нем осталась худая, как об образце жестокости и коварства.

Кроме того, психологический анализ показывает, что сама внутренняя жизнь Кощея Б. была полна переживаний, а неприятностей у него хватало, так как врагов было много. Но самым тяжким моментом было то, что ему все время необходимо было беспокоиться о своей Смерти.

Поместил он ее, как вы помните на острие иглы, иглу – в яйцо, яйцо – в утку, утку – в зайца, зайца – в сундук, сундук – на вершину большого дуба, который рос на неприступной для человека rope, но смерти все равно не избежал. Помогли друзья Ивана-царевича, которых в свое время он спас от гибели.

Медведь раскачал дуб, сундук упал и разбился. Зайца догнала и разорвала лиса, вылетевшая из него утка была уничтожена селезнем, а выпавшее в море яйцо принесла Ивану-царевичу рыба. Ему осталось только разбить яйцо и надломить кончик иглы.

Ничего не подозревающий Кощей, занятый совсем другими делами (он в это время распивал чаи с Бабой Ягой), погиб в страшных мучениях.

Что же хранилось на кончике иглы? В сказке указано, что смерть. Но по верованиям наших предков смерть наступает тогда, когда душа отлетает от тела или вообще от места ее хранения. Поэтому можно утверждать, что на кончике иглы размещалась душа Кощея Бессмертного. Вот почему он погиб, как только его душа (кончик иглы) отделилась от тела (от самой иглы).

Я уже не раз писал, что сказки любят не только дети, но и взрослые, и не за ложь сюжета, а за психологическую правду, которая в ней заложена.

Но, к сожалению, эту правду нелегко извлечь из сказки, еще труднее направить ее на пользу себе и людям. А правда сказок заключается в том, что и в реальной жизни встречаются герои сказок.

Распознать их бывает трудно, ибо Кощей Бессмертный может быть вполне упитанным джентльменом или привлекательной полноватой женщиной.

Так вот Кощеи Бессмертные встречались мне чаще всего и выглядели весьма благородно. Во многом это были достойные люди. Выявить Кощея Бессмертного очень просто. Задайте человеку вопрос, ради кого или ради чего он живет. Я провел большое исследование на более чем 10 000 человек и установил, что только 8 % живут для себя, т. е. Кощеями не являются.

Остальные живут преимущественно ради детей (53%), родителей (23%), дела (10%), мужа или жены (5%), одним процентом назывались прочие причины. Таким образом, 92% оказались психологическими Кощеями Бессмертными, т. е. они живут не ради себя, нарушая и Законы Жизни, и Законы Божьи (прежде всего заповедь «Не сотвори себе кумира»).

Каковы же шансы на счастье у этих людей?

Предположим, что человек живет ради родителей. Нетрудно сообразить, что его ждет трагедия. По Законам Жизни родители уходят раньше детей. Но и жить такой человек спокойно не может.

Одна моя пациентка Настолько любила отца и восхищалась им, что у нее возникли трудности в выборе спутника жизни, затем развился невроз навязчивых состояний. У нее обострялся навязчивый страх смерти тогда, когда отец уезжал в командировки. Он был крупным бизнесменом.

По роду своей деятельности должен был довольно часто уезжать из дома. Из-за болезни дочери ему приходилось отказываться от некоторых поездок, что привело его к большим убыткам и затрудняло жизнь.

Еще один пример.

У одного моего пациента был культ матери. «Мама в первую очередь», «Мама не должна волноваться», «Что скажет мама» и т. п. Каждый день, возвращаясь домой, в 22.00 он звонил ей, сообщая, что он уже прибыл домой, чтобы она не волновалась. Мать привыкла к этим звонкам, и если звонка не было, то она посылала телеграмму-молнию (они жили в разных городах.

А вам нетрудно понять, что и она была Кощеем Бессмертным). Иногда телефон дома не работал, и он вынужден был ехать на другой конец города, на междугородный переговорный пункт сообщать, что он благополучно прибыл домой. Нелепость! Он был неплохим изобретателем и выдвинул перспективную идею. Собралась перспективная группа.

Им приходилось задерживаться на заводе, работать по вечерам, иногда оставаясь на ночь. Междугородной связи в цеху, где они оставались работать, не было. Он вынужден был уходить к 22.00. Вскоре его исключили из группы. А через некоторое время за это изобретение всей группе была присуждена Государственная премия.

Трудно не заболеть в такой ситуации! Кстати, первая жена от него ушла.

Не лучше складывается жизнь у тех, кто живет ради детей. Нетрудно сообразить, что в соответствии с Законами Жизни дети рано или поздно покинут родителей, и человека, который живет ради детей, ждет трагическая судьба. Да и само течение жизни не доставляет большого удовольствия, да и детям несладко.

Типичным типом такого Кощея является Заботливая Мать. Ведь ее душа в ребенке, и она, заботясь о своей душе, кутает его, не разрешает уходить далеко от дома, растит в оранжерейных условиях. Чем старше становится такой ребенок, тем более наглядной становится его неприспособленность к жизни, и число тревог растет.

Именно такие родители придумали пословицу «Малые дети спать не дают, а большие жить не дают». Хотя на самом деле это Кощеи Бессмертные не дают жить своим детям. И при этом утверждают, что живут для детей.

Их лозунг: «Я все сделаю для того, чтобы ты был счастлив (здоров), при условии, если ты останешься несчастным (больным)».

Кстати, все Кощеи чувствуют себя старыми, больными и одинокими (а с ними жить невозможно, ибо они внедряют в партнера свою душу, которая и управляет теми, ради которых они живут, или их душа где-то в другом месте)…

Любому врачу знакомы Кощеи Бессмертные, которые живут ради их заболевших родственников. Они не годятся даже в сиделки, ибо от волнения не могут подать воды, перестелить простыню или умыть своего больного родственника.

Если человек живет ради мужа (жены), это уже немного лучше. Но это тоже ненадежное основание для жизни. Разводы у нас не редкость, да и на тот свет одновременно не уходят.

Мне много приходится заниматься семейным консультированием. Кощеизм особенно заметен в бракоразводном процессе. Тогда становится ясно, что уже в момент зарождения семьи Кощей вкладывал собственную душу в своего супруга (-у). Чаще жена живет ради мужа, воспитывая его, доводя его до необходимых ей «кондиций».

Когда он «вырастает», естественно, он уходит от нее, забирая, сам того не желая, ее душу. Вот одно из типичных заявлений Кощея: «Я его (ее) люблю. Я без него (нее) жить не могу». Иногда происходят шантажные заявления или попытки совершить самоубийство. Собственно, Кощею наплевать на партнера. Его не интересует, каково с ним жить. А жить с ним тяжело.

Ведь он без души. Душа его в партнере!

Еще один пример.

Двадцать лет, со слов моей пациентки, они жили «душа в душу». Она, пианистка, творческая личность, считала, что облагодетельствовала своего мужа, «грубого военнослужащего», выйдя за него замуж, обтесывая его, «мужлана», вкладывая в него всю душу, создавая ему соответствующий имидж.

Благодаря такой работе он смог достичь больших чинов и материального благополучия. Она сама признавалась, что «каталась как сыр в масле». Кроме того, она периодически устраивала «сцены» своему мужу за то, что он не хотел, чтобы ее душа была в нем. Например, не хотел слушать классическую музыку.

Случилось так, что он познакомился с женщиной, с которой у него сложились деловые отношения. Эта женщина стала заботиться о нем. Покупала ему небольшие подарки, то рубашку, то галстук, то запонки. Ему было это и странно и приятно, ибо такой заботы о себе он никогда не видел, но зато ему часто говорила супруга, как ему повезло с такой яркой женой.

Когда муж поставил вопрос о разводе, то супруга заявила, что без него она жить не сможет и покончит жизнь самоубийством.

Еще один вариант кощеизма в семейной жизни – жить для мужа. Его хорошо описал А. П. Чехов в письме Рауля Синей Бороды «Мои жены».

«Маленькая брюнетка с длинными кудрявыми волосами и большими, как у жеребенка, глазами. Я был тронут смирением и кротостью, которыми были налиты ее глаза, и умением молчать – редкий талант, который я ставлю в женщине выше всех артистических талантов. Это было недалекое, ограниченное, но полное правды и искренности существо.

Она смешивала Пушкина с Пугачевым, Европу с Америкой, редко читала, никогда ничего не знала, всегда всему удивлялась, зато за все время своего существования она не сказала сознательно ни одного слова лжи, не сделала ни одного фальшивого движения.

Сила кошачьей любви вошла в поговорку, но держу пари, на что хотите, ни одна кошка не любила так своего кота, как любила меня эта крохотная женщина.

Целые дни, от утра до вечера, она неотступно ходила за мной и, не отрывая глаз, глядела на мое лицо, словно на моем лбу были написаны ноты, по которым она дышала, двигалась, говорила… Дни и часы, в которые ее большие глаза не видали меня, считались безвозвратно потерянными, вычеркнутыми из книги жизни.

Глядела она на меня, молча, восторгаясь и изумляясь… Никогда не едал я того, что умели приготовлять ее пальчики. Пересоленный суп она ставила на высоту смертного греха, а в пережаренном бифштексе видела деморализацию маленьких нравов.

Подозрение, что я голоден или недоволен кушаньем, было для нее одним из ужасных страданий… Но ничто не повергало ее в такое горе, как мои недуги. Когда я кашлял или делал вид, что у меня расстроен желудок, она, бледная, с холодным потом, ходила из угла в угол и ломала пальцы… Мое самое недолгое отсутствие заставляло ее думать, что я задавлен конкой, свалился с моста в реку, умер от удара… Когда я после приятельской попойки… располагался на диване, никакие ругательства, ни даже пинки не избавляли меня от глупого компресса на голову, ватного одеяла и стакана липового чая!

Золотая муха только тогда ласкает взор и приятна, когда она летает перед вашими глазами минуту, другую и… потом улетает в пространство, но если она начинает гулять по вашему лбу, щекотать лапками ваши щеки, залезать в нос – и все это неотступно, не обращая внимания на ваши отмахивания, то вы, в конце концов, стараетесь поймать ее и лишить способности надоедать. Жена была именно такой мухой. Это вечное заглядывание в мои глаза, этот постоянный надзор за моим аппетитом, неуклонное преследование моих насморков, кашля, легкой головной боли заездили меня. В конце концов, я не вынес… Да и к тому же любовь ко мне была ее страданием. Вечное молчание, голубиная кротость ее глаз говорили за ее беззащитность. Я отравил ее…»

Так какой же выход? Ради кого стоит жить? Послушайте А. С. Пушкина!

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя,

Достопочтимый мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его.

Тем, у кого душа не на месте, т. е. не при вас, я могу посоветовать вернуть ее себе, полюбить себя и жить для себя.

Подробно я писал об этом в книге «Как узнать и изменить свою судьбу».

Итак: не будь Кощеем Бессмертным – держи свою душу при себе.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-07; просмотров: 315 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-19131.html

Определение понятий

Не могу давать определения

« Назад

16.05.2017 13:37

Определить понятие – это значит перечислить его существенные признаки. Очень важная интеллектуальная операция. А так как существенных признаков всего два, то ясно, что определение понятий осуществляется при помощи называния рода и видового отличия. «Часы – это измерительный прибор, показывающий время». «Шуба – это пальто из меха».

Помню, что во время учебы самым трудным для меня было заучивание наизусть определений. Кто бы мне тогда рассказал это правило! Когда сегодня я рассказываю студентам о нескольких правилах логики, у тех, кто слушает, проясняется взгляд, и увлеченность занятиями возрастает.

Логика, как вы уже увидели, наука нудная, но у нас занятия проходили оживленно и увлекательно, и слушатели работали активно.

Приведу небольшой пример.

Я: Поучимся давать определения. Дайте определение понятию «характер».

А.: Характер – это когда человек что-то делает. А почему вы не хотите дать нам определение?

Я: Кто-то когда-то дал это определение. Чем вы хуже? Я хочу, чтобы вы меньше читали. Много можно самому додумать.

Б.: Так вы что, против книг?

Я: Нет, я «за». Но иногда найти нужную книгу бывает очень трудно, да и в книге иногда найти нужное не так просто. Самому додумать иногда выгоднее. Когда я говорю о человеке, что он высокий, это я о характере?

В.: Нет.

Я: А «высокомерный» – о характере?

Г.: Да.

Я: И что же в слове «высокомерный» отражено?

А.: То, что к себе он относится хорошо, а к другим плохо.

Я: Правильно. Здесь отражено отношение к себе и людям. А когда я говорю, что человек трудолюбивый или ленивый, это я о характере?

Г.: Да.

Я: А здесь какое отношение отражено?

Б.: Отношение к труду.

Я: Правильно! Видовое отличие: отношение к себе, труду и людям вы нашли. А о ближайшем видовом понятии не подумали!

А.: Ну так это очень просто! Ближайшее видовое понятие – это «свойство личности»!

Я: А теперь дадим определение.

Спотыкаясь, неуверенно, помогая друг другу, но в принципе точно, слушатели дают такое определение: «Характер – это свойство личности, отражающее отношение человека к себе, людям и труду».

Тот, кто хочет хорошо говорить, должен уметь дать определение тем понятиям, которыми пользуется. Это позволит четче и яснее выражать свои мысли. В ходе дискуссии, если не определить предмет спора, можно рассориться.

Человек, знающий логику, не растеряется, а скажет: «Ребята, о чем спорим? Давайте определим понятия!». Мне часто приходится участвовать в диспутах, спорах о любви.

Здесь я хочу привести пример беседы с девушкой Ирой, которая пришла ко мне на прием и рассказала о своем разочаровании в личной жизни.

Беседа наша протекала следующим образом.

Я: Так, значит, ты разочаровалась в любви. А как ты понимаешь, что такое любовь?

Ира: Любовь – это тогда, когда тебя понимают.

Я: Что ты ещё ждешь от любимого?

Ира: Ну, чтоб он был умным, красивым, чтоб к ним не стыдно было быть в обществе, чтобы он был интересным собеседником…

Я: Наверное, чтобы ещё хорошо зарабатывал?

Ира: Да, конечно!

Я: Да, хочешь ты много! А что ты можешь дать любимому?

Ира (несколько растерянно): Ну, не знаю…

Я: Я, правда, несколько иначе понимаю любовь. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Давай проведем сейчас небольшой эксперимент. Сбросим с меня лет 35.

С внешностью тогда у меня все было в порядке. Я тебя понимаю, неплохо зарабатываю и достаточно интересный собеседник. Даже лекции читаю и книги пишу. В обществе со мной тоже не стыдно показаться.

Подходит тебе такой кавалер?

Ира: Да.

Я: А что ты мне сможешь дать?

Ира: А что вам нужно?

Я: Редактировать мои работы, делать переводы, встретить гостей, в том числе и из-за рубежа. На приемах и конференциях определить, с кем бы стоило начать сотрудничество. Следить за периодической литературой. В минуты отдыха поиграть со мной в теннис или шахматы.

Ира: Но я этого ничего не умею.

Я: Следовательно, ты ничего не можешь сделать, чтобы способствовать моему росту и развитию, т.е. любить ты не умеешь. Получается, что единственное, что ты мне можешь предоставить, – это твое тело.

Ира: А вот это уж дулечки!

Я: Вот видишь, даже в этом ты мне отказываешь. Но если честно сказать, то и тело твое мне не нужно. Думаю, и в сексе от тебя мало толку. Тебя ещё учить и учить! Так вот, рыцарь на белом коне, безусловно, когда-нибудь явится, но в прекрасное далеко он увезет не тебя.

Ира (задумавшись, с некоторой растерянностью): Так выходит, мне ещё рано говорить о любви? Я ведь ничего хорошего не могу дать любимому человеку?

Я: Правильно! Ты умная девушка!

Ира: Так что же мне делать?

Я: Подумай!

Ира: Выходит, мне нужно учиться любить! А как же быть с сексом?

Я: Не хочу морализировать. Решай, как знаешь. Но думаю, что если ты начнешь учиться любить, тебе будет не до секса. Ведь нужно будет изучить языки, овладеть манерами, научиться играть в теннис, шахматы, стать хорошим профессионалом в каком-либо виде деятельности и т.д.

Так мне довольно быстро удалось убедить девушку в том, что то, о чем она рассказывала, не было любовью, и любить она ещё не умеет, ей этому надо учиться.

Она уже около года ходит в группу личностного роста. Та проблема, которую она ставила, перестала быть актуальной: прежний друг ей теперь представляется примитивным человеком.

Она собирается поступить в мединститут, занимается с репетиторами.

Что же касается определения любви, то я придерживаюсь определения Э. Фромма: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви».

После того как мои слушатели во время дискуссии о любви соглашаются с этим определением, выясняется, что каждый из них говорил о чем-то своем, но никто – о любви.

И в этом плане в зависимости от того, между какой категорией объектов возникает любовь, можно выделить несколько разновидностей любви: материнскую, отцовскую, эротическую, любовь к другу, любовь к Богу. И только одна из них сопровождается сексом – любовь эротическая.

Дискуссия сразу принимает организованный характер. Все говорят на одну тему. Скоро выясняется, что человеку нужны и материнская, и отцовская, и эротическая любовь и что нужно не только принимать любовь, но и уметь ее дать. Последнее, оказывается, гораздо важнее.

Ой, самую главную любовь – любовь к себе – упустил! Действительно, если человек не любит себя, то он лишен всяких шансов на счастье.

Но давайте вернемся к определению.

Определение понятий идет при помощи суждений. Подлежащее этого суждения называется определяемым, сказуемое – определяющим.

Имеются четыре правила определения.

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объемы определяемого и определяющего должны быть равны, т.е. оно не должно быть слишком широким или слишком узким. Суждение «Лошадь – это домашнее животное» нельзя считать определением, оно слишком широкое. Здесь не перечислены существенные признаки. Суждение

«Треугольник – это плоская фигура, имеющая три равные стороны» также не является определением. Для определения оно слишком узкое. Не полностью раскрыт объем.

2. Определение не должно делать круг. «Вращение – это движение вокруг оси». «Ось – это прямая, вокруг которой идет вращение». Оба определения сделали круг.

3. Определение не должно быть отрицательным. (Правило в пояснении не нуждается.)

4. Определение должно быть ясным, без метафор. «Любовь – это волшебство». Перед нами метафора, а не определение.

Хотите проверить, правильно ли вы составили определение, поменяйте подлежащее и сказуемое местами. Если смысл не изменится, то определение составлено правильно.

«Часы – это измерительный прибор, показывающий время». «Измерительный прибор, показывающий время, – это часы». Смысл не изменился. Перед нами определение. «Лошадь – это животное». «Животное – это лошадь».

Смысл изменился. Это не определение.

Немного слов по поводу третьего правила. Отрицание всегда носит неопределенный характер. «Вы идете домой?» – «Да». Все ясно. «Вы идете домой?» – «Нет». Ничего не понятно. Варианты: «Я остаюсь здесь», «Я иду в другое место», «Я еду домой».

Понимай, как удобно, а потом недоразумения! И воспитание в стиле запретов обескураживает ребенка. «Не путайся с девочками!» – говорит мама. Подросток выполняет инструкцию. Но что делать с требованиями сексуального инстинкта? Об этом ничего не сказано.

Посмотрите, какой широкий выбор стоит перед подростком, когда он получает такую инструкцию. Можно заняться онанизмом, «путаться» с мальчиками или с животными. В общем, запреты способствуют разврату, если не в поступках, то в мыслях.

Конечно же, определение не должно быть отрицательным, ибо такое определение ничего не определяет!

Не всегда понятие можно определить. Есть приемы, заменяющие определение. Так, определить, что такое красный цвет, невозможно. Здесь определение заменит указание: «Посмотрите и запомните: это красный цвет». Кроме того, в затруднительных случаях можно пользоваться описанием, сравнением, указать на различия с известными понятиями или дать характеристику.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/opredeleniye-ponyatiy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.