Договор транспортной экспедиции понятие

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции понятие

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов.

Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов.

Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором при исполнении договора расходы.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст.

78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон.

Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично.

При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает.

Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности.

Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон.

Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Источник: https://be5.biz/pravo/d001/30.html

Транспортное право

Договор транспортной экспедиции понятие

Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, и для развития отечественной экономики в целом.

Он освобождает предпринимателя от транспортных забот и возлагает бремя их осуществления на экспедитора, который на профессиональном уровне организует и осуществляет транспортные операции.

Для России с ее огромной территорией и развитой транспортной, прежде всего железнодорожной сетью транспортно-экспедиционные договоры и их правовое регулирование представляют особую значимость.

В современном ГК РФ договору транспортной экспедиции посвящена гл. 41 «Транспортная экспедиция». Договор транспортной экспедиции в ст.

801 ГК РФ определяется следующим образом: «По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза».

Характеризуя договор транспортной экспедиции как обязательство, необходимо отметить, что оно содержит большое количество юридических связей, а потому является сложным.

Договор транспортной экспедиции представляет достаточно обширный круг услуг, которые подчинены единой цели — освобождению грузоотправителя (грузополучателя) от забот, связанных с перевозкой груза»1Определенне цели договора, данное В.В. Витрянским как «обеспечение перевозки груза», является неполным и может привести к смешению различных договорных типов.

Это обусловлено тем, что обеспечивать перевозку грузов возможно не только и интересах грузоотправителя, но и в интересах перевозчика, и в этом случае договор должен квалифицироваться как агентский.. Определение цели договора позволяет его выделить из группы договоров, направленных на представление интересов другого лица – поручения, комиссии и агентского.

Поэтому справедливым представляется утверждение Г.П. Савичева о том, что «наличие «чужих» признаков в данном договоре не влияет на признание его самостоятельным гражданско-правовым договором… (выделено мной)».

Следует отметить, что Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. № 2211-1 (далее — Основы 1991 г.) в части ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение транспортно-экспедиционных услуг отсылали к законодательству о соответствующем договоре (п. 3 ст. 105 Основ 1991 г.

), признавая, таким образом, договор транспортной экспедиции смешанным. Это обстоятельство свидетельствовало о несовершенстве действующего законодательства и пробелах в теоретических исследованиях рассматриваемого обязательства. Смешанные обязательства часто становятся основой для формирования единых (сложных) обязательств2А.И.

Хаснутдинов в этой связи отмечал: «Впоследствие соответствующие нормы должны быть выработаны в рамках договора транспортной экспедиции без отсылок к правилам, регулирующим другие договоры.

В самом деле, ведь законодатель не отсылает в настоящее время при регламентации отношений по перевозке к правилам договора поручения, хранения, имущественного найма, хотя, как известно, элементы указанных договоров есть в составе перевозочных отношений, что в свое время послужило поводом к утверждению о комплексном характере договора перевозки, вобравшего в себя все необходимые нормы». Хаснутдинов И.А. Вспомогательные договоры на транспорте: Дис. д-ра юрид. наук. Иркутск. 1995. С 286.. В действующем ГК РФ это обстоятельство учтено. Между тем в настоящее время среди цивилистов нет единого мнения по вопросу отнесения договора транспортной экспедиции к группе сложных либо смешанных обязательств. Так. В.П. Залесский считает, что в целом договор транспортной экспедиции относится к разряду смешанных гражданско-правовых договоров, предусмотренных п. 3 ст. 421 ГК РФ3См.: Гражданское право. Ч. 2 / Отв. ред. В.П. Залесский. М., 1998. С. 333.. В.В. Витрянский считает, что при включении в договор транспортной экспедиции в качестве элемента обязательства экспедитора по перевозке груза такой договор является сложным, а не смешанным4См.: Витрянский В.В. Договор транспортной экспедиции // Вестник ВАС РФ (специальное приложение к № 12). 2002. С. 74.. При этом допускается, что договора перевозки как самостоятельного обязательства не существует. С нашей точки зрения, обязательства по перевозке, хранению, подряду, поручению, комиссии и т.п. могут рассматриваться в качестве элементов сложного транспортно-экспедиционного обязательства лишь постольку, поскольку они подчинены единой правовой цели — предоставить грузоотправителю (грузополучателю) услуги, связанные с перевозкой грузов. При включении в конкретный договор транспортной экспедиции обязанности экспедитора осуществить перевозку груза, стороны должны руководствоваться правилами о смешанных договорах, поскольку правовая направленность обязательств различна. Исключение может составлять перевозка по доставке грузов на станции железных дорог, в порты и аэропорты, если она направлена на обеспечение основной перевозки.

Договор транспортной экспедиции относится к обширной группе договоров на оказание услуг и, как большинство из них, является двусторонним и возмездным.

В отличие от договоров хранения, займа, банковского вклада и перевозки, для признания за договором транспортной экспедиции свойства правоотношения не требуется обязательного наступления дополнительного юридического факта – передачи имущества, поэтому он является консенсуальным.

Хотя договор транспортной экспедиции не исключает передачу имущества под ответственность экспедитора, все же это не является необходимым условием договора. В этой связи для заключения договора транспортной экспедиции достаточно лишь выражения воли сторон в надлежащей форме.

На практике это означает невозможность отказа экспедитора от исполнения принятых на себя обязательств по договору по мотиву несостоявшейся передачи в его владение груза. Договор транспортной экспедиции не является публичным5Нельзя признать обоснованным мнение Г.П.

Савичева, согласно которому «договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, которые по характеру своей деятельности обязаны соответствовать ст. 426 ГК РФ».

Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 2. Полутом. 2. С 66. Как справедливо отмечает В.В. Витрянский, «многообразие вариантов выполняемых экспедиторами операций и услуг исключает возможность применения механизма заключения публичного договора, обязательным требованием которого, как известно, является одинаковость условий договора для всех потребителей (и. 2 ст. 426 ГК РФ)» Витрянский В.В. Договор транспортной экспедиции. С 66..

К существенным условиям договора транспортной экспедиции относятся предмет договора и те пункты договора, которые: а) признаны существенными по закону: б) необходимы для договоров данного вида: в) относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Изначально существенным является только условие о предмете.

Соотношение договора транспортной экспедиции с иными договорами на оказание услуг. От договора подряда договор транспортной экспедиции отличается тем, что предметом первого являются действия по выполнению работ, а второго — по оказанию услуг. Смысл подряда составляет результат труда.

Результатом договора подряда, как правило, является новая или измененная вещь, которую подрядчик обязуется передать под заказ. В силу указанных обстоятельств подрядчик несет ответственность за качество созданной вещи, в то время как экспедитор в соответствии со ст.

803 ГК РФ отвечает за качество своих действий, которые и должны оцениваться в случае возникновения спора, вытекающего из факта неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором договора.

Источник: https://isfic.info/transp/vozor42.htm

§ 7. Договор транспортной экспедиции: 1. Определение. Договор транспортной экспедиции – это соглашение, в

Договор транспортной экспедиции понятие

1. Определение. Договор транспортной экспедиции – это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801* ГК РФ). 2. Сущность и значение.

Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе. Ранее транспортная экспедиция рассматривалась в договорах перевозки преимущественно автотранспортными средствами в качестве дополнительных к перевозке грузов услуг.

В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется, кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов, специальным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” (СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. I. Ст. 2701). Этот Закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в т.ч.

иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов) на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта. Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором.

По юридической природе договор транспортной экспедиции является: – возмездным; – двусторонним. В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия). 3. Субъекты. Клиентом, т.е.

грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо.

Экспедитором, т.е.

лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице. 4. Форма. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. 5. Существенные условия и содержание. Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление следующих действий: – получение требующихся для экспорта или импорта документов; – выполнение таможенных и иных формальностей; – проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; – уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента и др. договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор, по не зависящим от него обстоятельствам, не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

6. Исполнение и прекращение.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной (или действительной) ценностью груза. Особенности и порядок возмещения убытков, связанных с экспедиционными услугами, определяются Федеральным законом “О транспортно-экспедиционной деятельности”. Особенности прекращения договора транспортной экспедиции выражаются в том, что любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Сторона, заявившая об отказе от договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Закон “О транспортно-экспедиционной деятельности” распространяет правила рассмотрения споров и сроки давности, предусмотренные для договора перевозки, на договор транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/dogovor-transportnoy-ekspeditsii-51804.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.