Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Договор перевозки грузов в прямом и смешанном сообщении

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Гражданский кодекс предусматривает особый вид перевозок: прямое смешанное сообщение. Данный вид транспортного обязательства возникает при перевозке грузов, пассажира и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Специальный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, к которому отсылает ГК, пока не принят.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки грузов по своей юридической природе является:

– реальным;

– возмездным;

– двусторонне обязывающим (взаимным).

Реальность договора выражается в том, что он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику.

Стороны (субъекты) обязательств из договора перевозки груза:

– отправитель (грузоотправитель);

– перевозчик;

– получатель (грузополучатель).

В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице, что характерно для перевозки груза, такой договор следует квалифицировать как договор в пользу третьего лица (т.е. грузополучателя).

Грузополучатель, не будучи стороной договора перевозки, тем не менее законом наделяется не только правами (требовать выдачи груза), но и обязанностями (получить груз).

Заключение договора перевозки груза также имеет свою специфику. Договор заключается путем вручения груза отправителем перевозчику.

Форма. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей перевозчиком отправителю груза транспортной накладной, коносамента (ценная товарораспорядительная бумага) или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом.

. Договор перевозки груза двусторонне обязывающий. Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначения с выдачей груза в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки либо договором.

Основная обязанность грузоотправителя – внесение провозной платы. Грузополучатель, в свою очередь, обязан принять поступивший в его адрес груз.

Отказаться от прибывшего в его адрес груза грузополучатель может только в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования.

Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, заключаемый между грузоотправителем и перевозчиком, принимающим груз, отличается от обычного договора перевозки конкретного груза лишь содержанием некоторых условий (о сроке доставки груза, об обеспечении его сохранности, а также об оплате провозной платы и иных платежей, связанных с перевозкой груза), представляя собой его разновидность.
Его сторонами также являются грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке, и перевозчик, принимающий груз для доставки его в пункт назначения. При этом перевозчик возлагает исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, на третьи лица – другие транспортные организации, в том числе принадлежащие к иным видам транспорта.

Общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется совокупностью сроков его доставки транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта (ст. 75 УЖТ, п. 1 ст. 109 КВВТ). В случае его нарушения имущественную ответственность за просрочку доставки несет не транспортная организация, выдавшая груз (как это имеет место при прямых перевозках), а та транспортная организация, по вине которой допущена просрочка (п. 1 ст. 109 КВВТ).

Обязанности по обеспечению сохранности груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, несут все транспортные организации, принимающие участие в его перевозке. Имущественная ответственность за несохранность грузов до передачи их в пункты перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи – на стороне, принявшей грузы (ст. 79 УЖТ, п. 1 ст. 114 КВВТ).

Плата за перевозку груза в прямом смешанном сообщении взимается: в пункте отправления – с грузоотправителей; в пункте перевалки – с грузоотправителей или грузополучателей; в пункте назначения – с грузополучателей или грузоотправителей (ст. 113 КВВТ, ст. 76 УЖТ).

Расходы, понесенные транспортными организациями в связи с оборудованием вагонов, речных и морских судов для многоярусного размещения грузов, а также в связи с размещением тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и креплением их в вагонах, на морских и речных судах, осуществленными в пунктах перевалки, относятся на грузополучателя. С грузоотправителя может быть также взыскан штраф за задержку по его вине вагонов или контейнеров в пунктах перевалки.

договора купли-продажи

Права и обязанности продавца.Основной для продавца является обязанность по передаче товара покупателю. Включает целый ряд условий (требований) и предполагает передачу товара:

а) путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя;

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

– вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

– предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Итак, надлежащим исполнением обязанности по передаче товара покупателю может выступать как фактическая передача (в том числе перевозчику или организации связи), так и символическая, а также передача путем вручения товарораспорядительных документов.

б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;

Принадлежностями в гражданском праве называются вещи, не имеющие самостоятельного хозяйственного значения и призванные обслуживать использование главных вещей, но не связанные с ними конструктивно (например, чехол для защиты компьютера от пыли). Обычно к числу таких документов относятся сертификаты качества, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, ремонту, хранению, руководства по сборке, наладке товаров и др.

в) в определенном количестве;

Количество продаваемого товара может устанавливаться либо фиксированной твердой цифрой, либо путем указания на способ определения количества (например, продажа обоев в количестве, необходимом для оклейки конкретного помещения). Последний вариант особенно часто используется в договорах поставки и энергоснабжения.

г) в согласованном ассортименте;

Ассортиментэто объединение (группировка) однородных товаров, различаемых по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам.

Если ассортимент в договоре не определен, но из существа обязательства вытекает необходимость поставки товаров в ассортименте, продавец может либо самостоятельно определить ассортимент, исходя из известных ему потребностей покупателя, либо отказаться от исполнения договора.

д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

Комплектностьтовара – это наличие в нем всех необходимых составных частей (агрегатов, узлов, деталей и т. п.).

Если комплектность товара не установлена в договоре тем или другим способом, она определяется обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.

Покупатель некомплектного товара вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок.

е) установленного качества;

Условие о качестве товара относится к числу обычных условий договора и в большинстве случаев устанавливается самими сторонами.

При этом качество товара может определяться различными способами: по образцу, по описанию (спецификации), на основе стандарта, по предварительному осмотру и др.

По общему правилу, продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента его передачи покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК).

ж) свободным от прав третьих лиц;

Данное условие считается нарушенным, если продаваемый товар обременен правами третьих лиц (вещными или обязательственными) либо их притязаниями, которые впоследствии признаны правомерными.

з) в таре и упаковке.

Эта обязанность не распространяется на продажу товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания или упаковки.

Права и обязанности покупателя.Основу содержания обязательства из купли-продажи образуют встречные по отношению к обязанностям продавца по передаче товара обязанности покупателя принять товар и оплатить его.

Наряду с ними закон регулирует и ряд дополнительных обязанностей покупателя: известить продавца о ненадлежащем исполнении договора (ст.

483 ГК), а также застраховать товар (эта обязанность может возлагаться как на покупателя, так и на продавца).

Соглашением сторон договора могут устанавливаться особые правила оплаты товаров: авансом, в кредит, а также в кредит с рассрочкой платежа.

Нарушение покупателем условия о принятии товара дает продавцу право потребовать от покупателя принять товар либо расторгнуть договор. И в том и в другом случае продавец управомо-чен на взыскание с покупателя убытков.

Если покупатель принял все количество товара, предусмотренное договором, но не оплатил его, продавец вправе требовать оплаты товара и, сверх того, уплаты процентов на просроченную сумму платежа (ст. 395 ГК). При этом, если договором предусмотрена периодическая поставка товаров, продавец вправе задержать передачу покупателю следующих партий товара до полной оплаты предыдущих.

Правам покупателя, основным среди которых является право требовать передачи товара, корреспондируют рассмотренные Выше обязанности продавца.

Просмотров 3049 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-37895.html

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении регулируется как транспортным законодательством, так и соглашением сторон

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении характеризуется рядом присущих ему признаков:

– перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, но по единому транспортному документу-накладной, которая составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения передается грузополучателю вместе с грузом;

– договор заключается единовременно и непосредственно между грузоотправителем и транспортным предприятием, принимающим груз к перевозке. Это транспортное предприятие является законным представителем всех транспортных организаций, включенных в данный вид сообщения.

Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности сроков, установленных для всех участвующих в перевозке видов транспорта, и исчисляются в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта.

Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взимается с грузоотправителей на станциях, портах, аэропортах отправления груза исходя из расстояний, на которые осуществляется перевозка грузов на соответствующем виде транспорта. Аналогичные правила платы за перевозку устанавливаются и для пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

Ответственность по договору перевозки в прямом смешанном сообщении определяется транспортными уставами и кодексами. На этот вид сообщения распространяются общие правила и пределы имущественной ответственности за несохранность грузов и просрочку их доставки.

При установлении виновности железных дорог, пароходств, автотранспортных предприятий в утрате, недостаче, повреждении или порче груза ответственность несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные предприятия.

Ответственность за сохранность груза до момента его передачи в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи – на стороне, принявшей грузы.

Ответственность за нарушение транспортных обязательств. Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством. Бремя доказывания невиновности перевозчика возлагается на него самого.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. При невозможности восстановить поврежденный груз возмещается его стоимость, которая определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии данных о цене груза в счете продавца и в договоре стоимость груза определяется по правилам так называемого обычного права, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы.

И любые отметки об этом в перевозочных документах недействительны. Однако сторонам – перевозчику и грузоотправителю – предоставлено право на соглашение, в силу которого повышаются пределы их ответственности по сравнению с пределами, установленными законодательством.

Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. К категории таких операций относятся:

– своевременная погрузка, если это обязанность перевозчика;

– отправка груза с территории станции, порта, аэропорта в сроки, предусмотренные правилами перевозки или договором;

– обеспечение перевалочных работ при смешанных перевозках;

– информирование грузополучателя о прибывающем или о прибывшем в его адрес грузе;

– своевременная разгрузка вагонов, судов, контейнеров, если это входит в обязанности перевозчика.

Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер. При длительной просрочке доставки груза (30 дней со дня истечения срока доставки, четыре месяца со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении) груз признается утраченным.

Грузополучателю в этих случаях предоставляется право требования возмещения ущерба в связи с несохранностью груза.

При прибытии груза после указанных сроков (просрочке) грузоотправитель вправе отказаться от такого груза либо возвратить перевозчику сумму, полученную за утрату груза.

Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки.

Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи груза к перевозке, его упаковки, своевременного получения груза в пункте назначения, оформления перевозочных документов и т.д.

Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров.

Договоры перевозки пассажира и багажа. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Признаки их различны: договор перевозки пассажира – консенсуальный, а договор перевозки багажа – реальный.

Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа – багажными, грузобагажными квитанциями соответственно.

Ответственность по договору перевозки пассажира определяется ГК и соответствующими транспортными уставами и кодексами.

Ответственность перевозчика за ненадлежащее выполнение договорных обязательств перед пассажиром выражается в уплате штрафа в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки отправления или опоздания поезда, но не более чем в размере стоимости проезда.

Законодательство устанавливает ряд обстоятельств, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира к месту назначения. Такая ситуация возникает, если просрочка имела место:

– вследствие непреодолимой силы;

– из-за устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни или здоровью пассажира;

– из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Доказательство наличия таких обстоятельств возлагается на перевозчика.

Услугополучателями в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов.

Договор буксировки. По договору буксировки пароходство обязано за установленную плату буксировать плот или судно до назначенного пункта или в течение определенного времени, или до выполнения определенного маневра.

Договор буксировки взаимный и возмездный.

Что же касается вопроса о том, каким является этот договор: реальным или консенсуальным, то в данном случае однозначного ответа нет, поскольку права и обязанности по договору могут возникать в одном случае в момент предъявления плота или судна (реальный договор), а в другом случае и при выполнении других операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой) договор является консенсуальным.

Сторонами в договоре буксировки являются: владелец буксирующего судна (буксировщик) и владелец буксируемого судна, плота или иного плавающего объекта (клиент).

В качестве иного плавающего объекта выступают плавучие краны и доки, землечерпальные или дноуглубительные снаряды.

В качестве буксировщика может выступать не только пароходство, но и речной порт или пристань, которые, хотя и входят в состав пароходства, но являются юридическими лицами и выступают в договоре от своего имени.

Несмотря на кажущуюся однотипность предмета договора буксировки и договора перевозки грузов (услуги по перемещению какого-либо имущества), предмет этих договоров различен, поскольку перемещение в договоре буксировки осуществляется лишь применительно к плавучему объекту. Способ перемещения в договоре буксировки также специфичен – тяга или толкание, что сближает его с подрядными договорами, обязательствами по выполнению работ, хотя и не делает их разновидностью.

Ответственность сторон по договору буксировки установлена в соответствующих уставах и кодексах, которые закрепляют общий принцип гражданско-правовой ответственности – ответственность за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по буксировке судов и плотов, иных плавучих объектов.

Транспортная экспедиция.Договором транспортной экспедиции является соглашение, в силу которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя (грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является публичным договором, относится к категории взаимных и возмездных договоров.

В случае, когда экспедитору предоставлено право заключать договор от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции является реальным договором.

В ситуации, когда экспедитор выполняет лишь так называемые организационные функции по оказанию клиенту соответствующих услуг, договор экспедиции является консенсуальным.

Этому договору присущи признаки некоторых других договоров: поручения, подряда, хранения. В случаях, когда договор экспедиции предусматривает обязанности экспедитора по оформлению сдачи и приема груза на транспортном предприятии, налицо признаки договора поручения. При осуществлении экспедитором погрузочно-разгрузочных работ наличествуют признаки договора подряда.

Накопление грузов, в том числе так называемых мелких отправок, на своих или арендованных складах до их отправки соответствует признакам договора хранения. Этому же договору присущи и обязанности экспедитора обеспечивать сохранность груза до выдачи их надлежащему получателю. В договоре транспортной экспедиции наличествуют и некоторые элементы агентского договора.

Предмет договора транспортной экспедиции обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия:

– заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки;

– осуществлять отправку и получение груза;

– заниматься раскредитацией транспортных документов;

– производить оплату услуг перевозчика;

– принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента,

– а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.

Предмет договора транспортной экспедиции может быть определен как совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза.



Источник: https://infopedia.su/13x4beb.html

§ 7. Обязательства из договоров перевозки груза в прямом смешанном сообщении

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

1. Правоотношения по перевозке груза в прямом смешанном сообщении

Под перевозкой груза в прямом смешанном сообщении понимается перевозка, осуществляемая по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.

Основная особенность данных правоотношений состоит в том, что в процессе перемещения грузов и доставки их в пункт назначения участвует несколько перевозчиков (не менее двух), принадлежащих к различным видам транспорта.

Это во всех случаях предполагает перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, с одного вида транспорта на другой, например из железнодорожных вагонов на борт судна или в кузов автомобиля.

Правоотношения по перевозке груза в прямом смешанном сообщении регулируются различными видами договоров:— договорами, оформляющими действия перевозчика и грузоотправителя по подаче транспортных средств под погрузку и предъявлению грузов к перевозке (договоры об организации перевозок грузов, договоры об эксплуатации подъездного пути и о подаче и уборке вагонов, договоры, заключаемые путем согласования перевозчиком заявки грузоотправителя на подачу транспортных средств);— реальными договорами перевозки конкретных грузов в прямом смешанном сообщении;— договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов, заключаемыми между транспортными организациями разных видов транспорта (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).При этом содержание договоров перевозки грузов в прямом смешанном сообщении имеет некоторые особенности в сравнении с содержанием обычных договоров перевозки груза, а договоры об организации работ по обеспечению таких перевозок прямо предназначены для этой сферы.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении в соответствии со ст. 788 ГК должны регулироваться специальным законом, который до настоящего времени не принят. Необходимые правовые нормы пока содержатся в некоторых транспортных уставах и кодексах и применяются временно, до введения в действие указанного закона (ст. 128 УЖТ и ст. 166 КВВТ) . Поэтому перевозки грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении регламентируются гл. V УЖТ, а перевозки грузов в водно-воздушном и водно-автомобильном сообщении регулируются правилами разд. XI КВВТ. При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качестве первого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступает железнодорожный перевозчик, применяются правила УЖТ, а если первым перевозчиком окажется организация внутреннего водного транспорта, следует исходить из правил КВВТ.———————————

ВК и КТМ вообще не содержат норм об этом виде перевозок.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении могут осуществляться только через открытые для этого железнодорожные станции либо морские и речные порты, автомобильные станции, аэропорты, включенные в специальные перечни (ст. 67 УЖТ и ст. 105 КВВТ).

Отдельные виды грузов не допускаются для перевозки в прямом смешанном сообщении (например, грузы, перевозимые наливом в цистернах) или ограничиваются специальными перечнями (например, скоропортящиеся и опасные грузы) (ст. 68 УЖТ, ст. 106 КВВТ).

2. Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении

Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, заключаемый между грузоотправителем и перевозчиком, принимающим груз, отличается от обычного договора перевозки конкретного груза лишь содержанием некоторых условий (о сроке доставки груза, об обеспечении его сохранности, а также об оплате провозной платы и иных платежей, связанных с перевозкой груза), представляя собой его разновидность.
Его сторонами также являются грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке, и перевозчик, принимающий груз для доставки его в пункт назначения. При этом перевозчик возлагает исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, на третьи лица — другие транспортные организации, в том числе принадлежащие к иным видам транспорта (п. 1 ст. 313 ГК) . Последние обязаны исполнить эти обязательства в силу прямых указаний транспортного законодательства, а порядок исполнения определяется соглашениями между организациями разных видов транспорта (ст. 788 ГК). Распределение ответственности между всеми транспортными организациями регулируется транспортным законодательством на основе положений ст. 403 ГК (согласно которой при исполнении обязательства третьим лицом закон может установить и ответственность непосредственного исполнителя).———————————

Невозможно согласиться с рассмотрением указанных транспортных организаций в качестве соперевозчиков, а самого этого обязательства — как обязательства с множественностью лиц на стороне перевозчика (Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 443), ибо последний не уполномочен на заключение договора от имени других транспортных организаций, которые даже не ведают о его заключении и не изъявляют своей воли по поводу его содержания.

Общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется совокупностью сроков его доставки транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта (ст. 75 УЖТ, п. 1 ст. 109 КВВТ).

В случае его нарушения имущественную ответственность за просрочку доставки несет не транспортная организация, выдавшая груз (как это имеет место при прямых перевозках), а та транспортная организация, по вине которой допущена просрочка (п. 1 ст. 109 КВВТ).

Поскольку, однако, все претензии, связанные с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств, должны предъявляться к транспортной организации, выдавшей груз получателю, указанное правило о субъекте ответственности означает сохранение системы пересылки претензии от транспортной организации, ее получившей, к той транспортной организации, которую организация — адресат претензии считает виновной в просрочке. Это не способствует надлежащей защите нарушенных прав грузоотправителей и грузополучателей. Логичнее было бы возлагать такую ответственность на транспортную организацию, выдавшую груз, которая, в свою очередь, могла бы в регрессном порядке требовать возмещения понесенных ею убытков от тех транспортных организаций, которые допустили просрочку.Обязанности по обеспечению сохранности груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, несут все транспортные организации, принимающие участие в его перевозке. Имущественная ответственность за несохранность грузов до передачи их в пункты перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи — на стороне, принявшей грузы (ст. 79 УЖТ, п. 1 ст. 114 КВВТ). Охрана грузов в портах (пунктах) перевалки согласно ст. 79 УЖТ осуществляется портами, тогда как п. 1 ст. 114 КВВТ предусматривает, что эта обязанность лежит на организации, осуществляющей перевалку грузов, что свидетельствует об очередной ведомственной неразберихе и необходимости скорейшего принятия федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.Плата за перевозку груза в прямом смешанном сообщении взимается: в пункте отправления — с грузоотправителей; в пункте перевалки — с грузоотправителей или грузополучателей; в пункте назначения — с грузополучателей или грузоотправителей (ст. 113 КВВТ, ст. 76 УЖТ).

Расходы, понесенные транспортными организациями в связи с оборудованием вагонов, речных и морских судов для многоярусного размещения грузов, а также в связи с размещением тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и креплением их в вагонах, на морских и речных судах, осуществленными в пунктах перевалки, относятся на грузополучателя. С грузоотправителя может быть также взыскан штраф за задержку по его вине вагонов или контейнеров в пунктах перевалки.

3. Узловые соглашения между транспортными организациями

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок должны определяться соглашениями между ними, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК). В отсутствие данного закона эти отношения регулируются ГК и нормами некоторых транспортных уставов и кодексов (гл.

V УЖТ и гл. XIV КВВТ). В своей практической деятельности транспортные организации продолжают руководствоваться также ведомственными Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (далее — Правила 1956 г.) .———————————

Утверждены Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР 17 — 24 апреля 1956 г.

(с послед. изм.) // Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. 3-е изд. М., 1985.
Их юридическая сила была подтверждена Верховным Судом РФ в Определении Кассационной коллегии от 30 ноября 2000 г. (БВС РФ. 2001.

N 5), в связи с чем следует, кроме того, признать, что в части, не противоречащей ГК и транспортным уставам и кодексам, а также разъяснениям ВАС РФ о практике их применения, сохраняют свое значение инструктивные указания Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30 июля 1976 г.

N И-1-23 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении» // Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. М., 1983. С. 229.

Источник: http://oprave.ru/?p=8483

26. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Перевозкигрузов осуществляются в прямом смешанномсообщении посредством взаимодействияжелезнодорожного транспорта с водным(морским, речным), воздуш­ным,автомобильным транспортом.

Перевозкигрузов в прямом смешанном сообщенииосуществляются на основании единоготранспортного документа (транспортнойнакладной), оформленного на весь маршрутследования грузов.

Порядокорганизации перевозок грузов в прямомсмешанном сообщении определяетсязаключёнными в соответствии сзаконодательством РФ сог­лашениямимежду организациями со­ответствующихвидов транспорта, а также в соответствиис Уставом.

Прямоесмешанное сообщение включает в себя:

железнодорожныестанции, открытые для выполнения операцийпо перевозкам грузов;

аэропорты,морские, речные порты (далее— порты),автомобильные станции, совместноопределённые федеральным органомисполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта и федеральныморганом исполнительной власти в областитранспорта.

Порты,автомобильные станции считаютсявключёнными в прямое смешанное сообщениесо дня поступления переданного с помощьютелеграфного или иного в письменнойформе способа извещения об этом споследующим опубликованием перечнятаких портов, автомобильных станций всборниках правил перевозок и сборникахтарифов федерального органа исполнительнойвласти в области железнодорожноготранспорта и федерального органаисполнительной власти в областитранспорта.

Железнодорожныепути в речных портах, предназначенныедля перевозок грузов в прямом смешанномсообщении, могут принадлежать владельцаминфраструктур или осуществляющимперевалку грузов в портах организациям.

Предъявлениедля перевозок в прямом смешанномсообщении грузов наливом в цистернах,за исключением железнодорожно-паромногосообщения, а также лесав плотахне до пускается.

Передачас одного вида транспорта на другой видтранспорта грузов в опломбированныхвагонах осуществляется с одновременнойпроверкой исправности установленныхзапорно-пломбировочных устройств исоответствия сведений о них данным,указанным в перевозочных документах.

Грузы,следующие в прямом смешанномжелезнодорожно-водном и прямом смешанномводно-железнодорожном сообщении, припередаче их с одного вида транспортана другой взвешиваются по требованиюстороны, принимающей грузы. Взвешиваниегрузов осуществляется на весовыхприборах стороны, сдающей или принимающейгрузы, в соответствии с соглашениеммежду сторонами.

Взвешиваниегрузов, следующих в прямом смешанномжелезнодорожно-автомобильном сообщении,осуществляется стороной, осуществляющейпогрузку, выгрузку грузов, передаваемыхс транспорта одного вида на транспортдругого вида, в присутствии представителяорганизации вида транспорта, на которыйили с которого осуществляется передачагрузов.

Тарныеи штучные грузы, принятые для перевозки,как в крытом, так и в открытом железнодорожномподвижном составе в соответствии состандартом или с указанной грузоотправителемна каждом грузовом месте массой инаходящиеся при передаче в исправнойтаре, передаются с транспорта одноговида на транспорт другого вида безвзвешивания в соответствии с количествоммест и в таком же порядке выдаютсягрузополучателю в пункте назначения.При наличии признаков утраты, недостачиили повреждения (порчи) грузов онипередаются в соответствии с их массойи фактическим состоянием.

Припередаче грузов, перевозимых в контейнерах,одновременно осуществляется проверкасостояния контейнеров и исправностизапорно-пломбировочных устройств.

Приперевозках грузов в прямом смешанномсообщении их перегрузка обеспечивается:

портамипри перегрузке грузов с судов и соскладов портов в вагоны, а также извагонов на суда и склады портов;

перевозчикамипри перегрузке грузов из вагонов и соскладов железнодорожных станций наавтомобили, а также из автомобилей ввагоны и на склады железнодорожныхстанций.

Необходимыедля погрузки, крепления и перевозкигрузов в вагонах и на судах оборудование,материалы, средства пакетирования ииные приспособления, в том числе решёткидля животных, щиты, вагонные печи,предоставляются грузоотправителями.

Общийсрок доставки грузов в прямом смешанномсообщении определяется исходя изсовокупности сроков доставки ихжелезнодорожным транспортом и транспортомдругих видов и рассчитывается наосновании правил исчисления сроковдоставки грузов, действующих на транспортесоответствующих видов,

Вслучае нарушения общего срока доставкигрузов в прямом смешанном сообщенииответственность за просрочку доставкигрузов несёт перевозчик транспортасоответствующего вида, выдавший груз.Этот перевозчик вправе предъявитьтребование о возмещении убытков корганизации того вида транспорта, повине, которой допущена просрочка доставкигруза.

Платаза перевозки грузов в прямом смешанномжелезнодорожно-водном сообщениивзимается:

нажелезнодорожных станциях отправленияс грузоотправителей исходя из расстояний,на которые осуществляются перевозкигрузов железнодорожным транспортом;

впортах перевалки грузов или в портахназначения грузов с грузоотправителейили грузополучателей исходя из расстояний,на которые осуществляются перевозкигрузов по водным путям.

Платаза перевозки грузов в прямом смешанномводно-железнодорожном сообщениивзимается:

впортах отправления грузов с грузоотправителейисходя из расстояний, на которыеосуществляются перевозки грузов поводным путям;

нажелезнодорожных станциях, которыепримыкают к портам перевалки грузов, сгрузоотправителей, грузополучателейисходя из расстояний, на которыеосуществляются перевозки грузовжелезнодорожным транспортом.

Платаза перевозки грузов может вноситьсяиными юридическими или физическимилицами, выступающими от именигрузоотправителей, грузополучателей.

Подачавагонов в порты и уборка вагонов изпортов локомотивами, не принадлежащимипорту, оплачиваются портом согласноотдельному договору. В этом случаесумма, уплаченная портом перевозчику,включается в перевозочные документы ивозмещается порту грузополучателем,

Ответственностьза несохранность грузов до передачи ихс транспорта одного вида на транспортдругого вида лежит на стороне, передающейгрузы, после передачи— на стороне,принявшей грузы. Передача грузовосуществляется в порядке, установленномправилами перевозок грузов железнодорожнымтранспортом.

Охранагруженых и порожних вагонов в портахобеспечивается портами.

Снятиезапорно-пломбировочных устройств свагонов стороной, принимающей грузы странспорта другого вида, а равноопломбирование вагонов, загруженных впортах, на автомобильных станцияхстороной, передающей грузы на транспортдругого вида, осуществляется в соответствиис правилами перевозок грузов в прямомсмешанном сообщении.

Приустановлении стороны, виновной в утрате,недостаче или повреждении (порче) грузов,ответственность несёт виновная сторона.

Вслучае утраты, недостачи или повреждения(порчи) грузов при перевозках в прямомсмешанном сообщении ответственностьперед грузополучателем несёт перевозчиксоответствующего вида транспорта,выдающий грузы.

При этом указанныйперевозчик вправе предъявить требованиео возмещении убытков к перевозчикусоответствующего вида транспорта илиосуществляющей перевалку грузоворганизации, по вине которых допущеныутрата, недостача или повреждение(порча) грузов.

Источник: https://studfile.net/preview/6017335/page:15/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.