Административное исковое заявление понятие элементы виды

Административное исковое заявление в суд: помощь адвоката

Административное исковое заявление понятие элементы виды

   Административное исковое заявление составить неподготовленному человеку действительно сложно, вот почему многие выбирают нашу юридическую помощь по данному вопросу.

   Все правила оформления и составления описаны в разделе КАС РФ: административное исковое заявление. Наши адвокаты готовы составить для Вас исковое заявление по выгодной цене и в срок.

Оформление и подача административного искового заявления

   Чтобы оформить заявление по административным делам без ошибок, нужно знать, что именно оно должно содержать. Текст самого документа должен предусматривает наличие следующих данных:

  • название органа, куда подается административно исковое заявление;
  • контактные и личные данные истца;
  • контактные и личные данные ответчика;
  • информация о том, какое административное нарушение было совершено в отношении истца;
  • требования заявителя в отношении ответчика с полной их аргументацией;
  • содержание размера госпошлины в суд, а также приложение квитанции в подлиннике;
  • перечень документов, предусмотренных КАС для административно искового заявления.

   Отметим, что при желании заявитель может выбрать себе представителя для ведения дела от его имени, представитель также может написать административное заявление по просьбе Доверителя.

В такой ситуации заявление об административной ответственности должно содержать также все данные о законном представителе.

Очень часто до подачи иска в суд требуется составление претензии, данный процессуальный документ для Вас также готовы помочь составить наши адвокаты.

   Отметим, что образец административного искового заявления будет зависеть от того, в отношении кого вы планируете его составить. В подобных делах могут обжаловаться действия органов власти, должностных лиц или же судебных приставов.

В каждом отдельном случае будет свой собственный образец административно искового заявления, вот почему мы не рекомендуем Вам пользоваться бланками, представленными в Интернете и не подобранные для Вашей проблемы.

Наш адвокат знает по своей практике порядок подачи искового заявления, а также подойдет индивидуально к его составлению по Вашей просьбе.

Принятие административного искового заявления

   Перед подачей документов внимательно проверьте правильность оформления заявление в административный суд. Особое внимание уделите перечню прилагаемых документов.

Ведь именно от их качества и количества будет зависеть решение по административному исковому заявлению. Напомним еще раз, что неверно оформленная документация зачастую остаются без внимания.

Если же она и дойдет до суда, то скорее всего результаты судебного процесса не порадуют истца.

Коллективное административное исковое заявление

   Граждане могут обратиться в суд с коллективным исковым заявлением в случаях:

  • Группа граждан настолько многочисленна, что рассмотрение административных исковых заявлений лиц в индивидуальном порядке будет затруднено
  • Требования группы граждан предъявляются к одному административному ответчику.
  • Все члены группы используют один и тот же способ защиты права.

Основания административного искового заявления

   Основанием административного иска могут быть факты, вытекающие из взаимодействия гражданина и органов власти.

Такое взаимодействие, которое происходит в ходе реализации государственными, муниципальными органами властных полномочий, называют публичными правоотношениями.

Под публичными правоотношениями понимаются отношения, стороной которых обязательно является субъект публичной власти.

   Так, если события, являющиеся основанием исковых требований, имели место в ходе отношений с государственными, муниципальными органами и при осуществлении ими властных полномочий, требования истца необходимо изложить в административном иске.  Кроме того, требования к организациям, наделенными властными полномочиями, Центральному Банку Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам необходимо оформлять в административном иске.

Требования к вышеуказанным субъектам могут быть предъявлены по следующим основаниям:

  • Принятие властными органами общеобязательного акта, которым нарушаются права граждан
  • Действия должностных лиц, органов власти, организаций с публичными функциями, которые нарушают права граждан
  • Необходимость удержать должностных лиц, властные органы от совершения определенных действий
  • Необходимость установить достаточность полномочий должностного лиц, властного органа для
  • для решения конкретного вопроса.
  • Необходимость защиты избирательного права и права на участие в референдуме
  • Необходимость получения компенсации за нарушенное право на рассмотрение и разрешение судами дел в разумный срок

В какой суд подается административное исковое заявление?

   Административные дела, возбуждаемые на основании искового заявления, уполномочены рассматривать и разрешать: Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, мировые судьи.

   Если требования административного иска состоят в оспаривании нормативно-правового акта, изданного органами государственной власти субъекта РФ, он подается в суд субъекта РФ. Суды субъектов РФ рассматривают так же иски, содержание требования которых состоит в оспаривании решений избирательных комиссий субъектов РФ.

   В случае, если истец предъявляет требования о компенсации за нарушение права на разрешение судебного дела в разумный срок мировым судьей, районным суд, то иск следует подавать в суд субъекта.

   Если истцу необходимо обжаловать кадастровую стоимость недвижимости, свой административный иск необходимо подать в суд субъекта РФ.

   Оспаривание нормативно-правовых актов, изданных высшими должностными лицами и органами государственной власти РФ, административное дело будет рассматриваться Верховным Судом РФ. То же правило применяется к требованиям об оспаривании актов Центрального Банка РФ и актов внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС).

   В случае необходимости оспорить акт органа местного самоуправления, административный иск следует подать в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления. То же правило действует для обжалования актов и решений государственных и муниципальных органов власти и их должностных лиц.

   Кодекс об административном судопроизводстве содержит так же нормы, позволяющие административному истцу по своему выбору подать исковое заявление по своему месту жительства, если ему необходимо обжаловать действия (бездействие) должностных лиц государственных и муниципальных властных органов.

Госпошлина по административному исковому заявлению

   Подача административного иска не сопровождается оплатой гражданином государственной пошлины в случае обжалования им действий (бездействия) судебного пристава исполнителя, а также постановления по делам об административном судопроизводстве.

ВНИМАНИЕ: для всех иных требований административного истца, налоговым законодательством установлена ставка государственной пошлины в размере 300 рублей.

Срок обращения с административным исковым заявлением

   Срок предъявления требований административного истца к рассмотрению их судом составляет три месяца.

    Срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца. Этот срок подлежит исчислению с момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав. Таким моментом может являться надлежащее уведомление гражданина о применении к нему меры административного характера, или дата фактического применения таких мер без надлежащего уведомления.

   Срок обращения в суд для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней. Исчисляется данный срок так же с того момента, когда стало известно о нарушении права судебным приставом-исполнителем.

   Необходимо учитывать, что пропуск гражданином установленного законом срока для предъявления гражданского иска не может быть причиной отказа в принятии иска судом. Причины пропуска срока рассматриваются в судебном заседании. В случае их уважительности, срок восстанавливается.

Порядок рассмотрения административного искового заявления

   Рассмотрение административного искового заявления происходит в ходе судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска, принятия его к производству и подготовки дела к разбирательству. В ходе устного судебного разбирательства стороны имеют возможность пояснить свою позицию, исследовать доказательства, предпринять иные меры по доказыванию своей позиции.

   Особенностью является возможность применения мер предварительной защиты по административному иску. Такие меры предпринимаются судом по заявлению административного истца, исходя из принципов соответствия мер административным требованиям и необходимости применения таких мер.

   Решение суда об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований принимается немедленно после рассмотрения.

По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда, содержащая решение об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований.

Составление мотивировочного решения суда может быть отложено на срок 5 дней.

Отказ в принятии административного искового заявления

   Судья может вынести решение об отказе в принятии административного иска к производству. 

Причины могут состоять в следующем:

  • Исковое заявление не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства
  • Нормативный акт, который оспаривается административных исковым заявлением, не нарушает и не затрагивает права истца.
  • Существует вступившее в силу решение суда по административному исковому заявлению о том же предмете и по тем же основаниям

ВАЖНО: на определение об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана жалоба.

Адвокат по составлению административного иска в Екатеринбурге

   Отметим, что все судебные документы, в том числе и административное исковое заявление, должны быть оформлены определенным образом. От правильности их оформления зависит и дальнейшее рассмотрение дел. Административное заявление суд не должно иметь нарушений, в противном случае его не примут к дальнейшему рассмотрению.

   Для того чтобы получить удовлетворительные судебные решения по административным исковым заявлениям, нужно не только правильно оформить документ, но и перечислить в нем адекватные, грамотно аргументированные требования и претензии к ответчику. Но в любом случае само решение по поданному исковому заявлению всегда будет зависеть от исхода судебного процесса. Наш совет – давайте вместе с нашим профессиональным адвокатом добиваться положительного исхода дела.

Читайте еще по вопросам иска в суд:

Узнайте, как составить исковое заявление по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=bvy93VX09hQ

С нами изменение обеспечительных мер в срок

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/administrativnoe-iskovoe-zayavlenie

Административный иск: понятие, виды и элементы

Административное исковое заявление понятие элементы виды

Административный иск: понятие, виды и элементы

Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции

Невозможно представить себе демократическое государство, в котором на законодательном уровне не закреплен механизм защиты граждан от незаконных и откровенно не разумных действий и актов субъектов публичной власти.

Известно, что чаще всего физические и юридические лица, не наделенные властными полномочиями, для реализации своих прав, интересов и обязанностей контактируют с органами публичного управления, а именно с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Далеко не всегда такие отношения удовлетворяют обе стороны этих правоотношений, это может приводить к возникновению ситуации, при которой в одной из сторон административных правоотношений складывается представление о том, что ее субъективные права и законные интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны. Таким образом, возникает правовой, а именно публично-правовой спор. Однако с недавнего времени в законодательстве закреплена возможность применения правового средства, которое возбуждает деятельность юрисдикционного органа по решению спора о праве и тем самым по защите нарушенного субъективного права или законного интереса, в котором содержится информация о правовом споре. Таким средством выступает административный иск.

Понятие административного иска закреплено в п. 6 ч. 1 ст. 3 КАС Украины, где определено, что административный иск – это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях.

Право на административный иск в юридической литературе признается по своей структуре сложным и рассматривается как неразрывное единство двух его сторон: процессуально-правовой и материально-правовой.

Процессуально-правовая сторона иска – это требование истца в суд с просьбой о решении публично-правового спора по существу и защиты нарушенных прав и интересов. При этом это требование должно иметь определенные объективные предпосылки, а именно:

  1. подведомственность искового заявления данному административному суду (статьи 18-20 КАСУ)
  2. наличие ответчика или истца;
  3. не пропущено сроки обращения в административный суд (ст. 99 КАСУ).

Процессуально-правовая сторона иска отражает право на обращение в административный суд.

Материально-правовая сторона иска – это спорное требование истца к ответчику, без которого не может быть иска. При этом спорное требование должно иметь определенные субъективные предпосылки, а именно:

  1. наличие у лица административной процессуальной правосубъектности (ст. 48 КАСУ)
  2. лицо должно быть уверенным, что его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений нарушены и нуждаются в защите в административном суде (ст. 104 КАСУ).

Материально-правовая сторона иска отражает право на удовлетворение иска.

Административный иск состоит из трех элементов, которые определяют его содержание. Такими элементами являются основание, предмет и содержание иска.

Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои исковые требования к ответчику. Важное значение, кроме юридических фактов, имеет правовое основание или доказательные факты, на основе которых можно сделать вывод о наличии или отсутствии нарушенных прав.

Предмет иска составляют материально-правовые требования истца к ответчику, перечень которых законодателем вычеркнуто в ч. 3 ст. 105 КАС Украины.

Именно по поводу этих требований административный суд должен принять решение по делу. Это может быть требование об отмене или признании недействительным решения ответчика полностью или отдельных его положений и др.

Предмет иска составляет ту часть иска, которая характеризует его материально-правовую сторону.

иска – это указанная истцом форма судебной защиты, за которой истец требует от суда принятия определенного решения, предусмотренного частями 3-4 ст. 105 КАС Украины:

  • отмены или признания недействительным решения ответчика – субъекта властных полномочий полностью или отдельных его положений;
  • обязательства ответчика – субъекта властных полномочий принять решение или совершить определенные действия;
  • обязательства ответчика – субъекта властных полномочий воздержаться от совершения определенных действий;
  • о взыскании с ответчика средств на возмещение ущерба, причиненного субъектам властных полномочий незаконным решением, действием или бездействием;
  • выполнение остановленной или невыполненного действия;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Перечень требований истца остается открытым в соответствии с ч. 4 ст. 105 КАС Украины.

Итак, по способу процессуальной защиты административные иски делятся на:

1) обязывающие иски, направленные на принудительное осуществление требований истца. В них истец требует от суда обязать ответчика:

  • принять решение или совершить определенные действия;
  • воздержаться от совершения определенных действий;
  • уплатить средства на возмещение вреда, причиненного незаконным решением, действием или бездействием ответчика.
  • устранить ограничения в реализации прав, свобод и интересов субъектов.

Основание обязывающего иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновение публично-правовых отношений и фактов, с которыми связано возникновение права требования.

Предметом обязывающего иска является материально-правовое требование, направленное на восстановление нарушенного права или интересов истца.

м обязывающего иска является требование истца в суд о принуждении ответчика к исполнению определенных в иске действий.

2) учредительные иски, направленные на подтверждение судом наличия или отсутствия легитимности нормативных актов или полномочий лиц, участвующих в деле. В них истец требует от суда:

  • отмены или признания недействительным решения ответчика полностью или отдельных его положений;
  • признание законности (кроме конституционности) постановлений Верховной Рады Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, постановлений Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • признание законности и соответствия правовым актам высшей юридической силы нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий;
  • установление легитимности результатов выборов или всеукраинского референдума Центральной избирательной комиссией Украины.

Основание учредительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновение публично-правовых отношений и доказательных фактов, на основе которых можно сделать вывод о наличии или отсутствии нарушенного права.

Предметом учредительного иска является материально-правовое требование, направленное на недопущение нарушения прав и интересов участников административного судопроизводства (истца).

м учредительного иска является требование истца в суд о признании наличия или отсутствия легитимности нормативных актов, а также субъекта властных полномочий;

3) приминительные иски, направленные на принудительное обеспечение выполнения требований законодательства по обращению в суд субъекта властных полномочий. В них истец требует от суда:

  • отмены регистрации кандидата на пост Президента Украины;
  • досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости;
  • запрет или другие ограничения по реализации права на мирные собрания;
  • аннулировании регистрационного свидетельства политической партии (объединения граждан);
  • запрет (принудительный роспуск, ликвидации) политической партии (объединения граждан).

Основание примененительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано нарушение требований законодательства и правопрекращающие фактов.

Предметом примененительного иска является материально-правовое требование субъекта властных полномочий, направленная на прекращение нарушенного права и изменения правоотношений.

м примененительного иска является требование истца в суд о прекращении и изменения правоотношений.

Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции

1. Деятельность суда по защите нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса происходит в различных процессуальных формах, основной из которых является исковое. Иск – это:

– обращена через суд к ответчику материально – правовое требование о восстановлении нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, который осуществляется в определенной, определенной законом процессуальной форме.

– средство судебной защиты;

– форма обращения заинтересованного лица в суд с просьбой решить правовой конфликт.

2. В зависимости от характера материально-правового требования, выделяют три вида исков:

– иски о признании – это иски, в которых истец просит суд установить наличие или отсутствие определенных спорных прав или правоотношений;

– иски о присуждении (взыскании) – это иски, в которых истец просит суд обязать ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (выполнить обязательства);

– иски о преобразовании – это иски, в которых истец просит изменить или прекратить спорные правоотношения (например, иск о расторжении договора).

3. Как и иск, понятие “право на иск” является сложным, имеет две стороны: материально – правовое и процессуально – правовую. Право на обращение за судебной защитой тесно связано с субъективным материальным правом, которое подлежит защите.

С нарушением материального субъективного права в публичных правоотношениях у заинтересованного лица появляется право на административный иск как один из правомочий субъективного материального права.

Способом реализации этого права является обращение заинтересованного лица с иском в суд, который в установленном порядке рассматривает требование истца и дает ответ в виде судебного решения.

Итак, материально – правовая сторона права на иск – это право на его удовлетворение. Административное процессуальное право определяет процессуальную сторону права на иск как право на предъявление иска.

4. Предъявление иска осуществляется путем подачи искового заявления. Исковое заявление является формой (внешним выражением) иска. Обращение в суд с иском является основанием для возникновения процессуальных отношений и порождает обязанность суда рассмотреть и решить его по существу.

В отдельных случаях административный процесс инициируется путем подачи заявления (например, о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, об обеспечении доказательств до подачи иска) или представления.

В частности, согласно ст.

183-3 КАС производства по делам по обращению органов государственной налоговой службы при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий осуществляется на основании представления таких органов относительно:

1) приостановление расходных операций налогоплательщика на счетах налогоплательщика;

2) подтверждение обоснованности административного ареста имущества налогоплательщика;

3) взыскание средств по налоговому долгу.

Разница между иском, заявлением и представления не только терминологическая. Административный иск – это требование решить публично-правовой спор.

Зато, представление – это обращение в суд для осуществления судебного контроля за правомерностью реализации властных полномочий.

Рассматривая представление, суд не разрешает спор, а проверяет соблюдение условий применения к ответчику определенные меры публичного принуждения. Заявление – это обращение, которое инициирует решение отдельного вопроса, а не спора в целом.

Источник: http://studies.in.ua/ru/administrativnyy-process-seminary/2130-administrativnyy-isk-ponyatie-vidy-i-elementy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.